"Ей предлагали сняться для этикетки плодово-ягодного вина". Закулисье и легенды Купаловского театра
В выходные в коридорах Купаловского можно было встретить не только актеров: для зрителей провели несколько экскурсий, во время которых сотрудники театра рассказали о его истории и визитной карточке — спектакле «Паўлінка», позволили заглянуть в гримерные, костюмерные и реквизиторские цеха и даже провели на репетицию спектакля «Радзіва „Прудок“», премьера которого состоится в мае на камерной сцене.
«Не нужно бить моего дедушку!», или Как внучка актера защищала его от коллег
Скорее всего, вы впервые попали в Купаловский на «Паўлінку». Вот и во время экскурсии на сцене были установлены ее декорации. В репертуаре театра она идет более 70 лет. Но точное количество показанных спектаклей никто не назовет: после тысячного показа счет сбился. Но с 2013 года, когда театр открылся после реконструкции, «Паўлінку» показали уже 187 раз.
С того времени, как Купаловский вернулся из Томска, где во время войны находился в эвакуации (а именно там состоялась премьера «Паўлінкі»), в этой роли сменились более 20 актрис. Во времена Аллы Долгой, например, играть Павлинку было равносильно тому, что попасть на обложку Vogue: выпускали даже конфеты с ее изображением, а еще ей предлагали сняться для этикетки плодово-ягодного вина «Паўлінка», от чего актриса, естественно, отказалась. Один из спектаклей с участием Аллы Долгой посетила Павлина Меделка, женщина, которая во многом вдохновила Купалу на написание пьесы, и сказала: «Я тебя признаю», — эти ее слова дорогого стоили.
В течение 17 лет роль Павлинки играла Зоя Белохвостик, но со спектаклем она была связана с самого детства: ее дедушка Глеб Глебов играл роль Пусторевича, и во время сцены, где актеры бьются ложками, маленькая Зоя, сидевшая в зрительном зале, плакала и кричала: «Не нужно бить моего дедушку!». Позже роль Павлинки исполняла также Валентина Гарцуева, дочь Белохвостик.
«В театре даже выступал зверинец Дурова, но городские власти посчитали это кощунством»
Впрочем, история театра до премьеры «Паўлінкі» не менее интересная. Как рассказала Ольга Бобкова, заведующая литературно-драматургической частью Купаловского, в XIX — начале XX века на этой сцене выступали известные театральные труппы из Москвы, Петербурга, Вильни, здесь работал Всеволод Мейерхольд, а в 1908 году даже выступал зверинец Дурова, но городские власти посчитали это кощунством. Уже в советское время (точнее, до 1933 года, пока не открылся Оперный театр) в Купаловском даже работали оперная и балетная труппы.
После открытия, которое состоялось 5 июня 1890 года (тогда был показан спектакль «Сфінкс» по пьесе французского драматурга Октава Фейе), театр впечатлял своей новизной: колонны с херувимами (кстати, маленького херувимчика, который повторяется на всех барельефах пространства Большой сцены, зовут Антон — в честь сына друга скульптора), гобелены, лепнина и роспись на стенах. Пол зрительного зала можно было поднимать до уровня сцены — и театр превращался в большую танцплощадку.
Но в этом зале происходили не только театральные события: в декабре 1917 года здесь прошел Первый Всебелорусский съезд, на котором присутствовали 1872 делегата — глядя на зал театра сегодня, представить это почти невозможно. Когда большевики разогнали съезд, в зале даже начали строить баррикады. А в 1919 году в этом же здании была принята Конституция БССР.
«Исповедальня» и костюмы из секонд-хенда
Время покидать зрительный зал и отправляться на сцену. Там можно было вблизи увидеть пульт помощника режиссера, кресла, на которых актеры отдыхают и ожидают следующего выхода на сцену, актерскую курилку и «исповедальню» — так называется место, где можно быстро переодеться во время спектакля.
Следующая остановка — гримерный цех, «святая святых театра», где хранятся всевозможные накладные усы, парики и другие элементы, с помощью которых создаются образы актеров.
В реквизиторском цехе в глаза сразу бросаются большие розовые медведи из спектакля «Рэвізор». Посетители также смогли поближе рассмотреть подготовленный к вечернему показу реквизит «Паўлінкі», кожаные чемоданы из «Чайкі», коляску, в которой подменили ребенка в «Дзвюх душах».
Костюмерный цех Купаловского — это целый мир, в котором уживаются разные эпохи и герои. На соседних вешалках здесь костюмы из «Пінскай шляхты» и «Шабаноў», «Дзвюх душ» и «Рэвізора». Но это лишь малая часть того, что есть в театре: огромное количество костюмов, которые уже не используются в спектаклях, остаются в специальных хранилищах.
Почти все костюмы создаются в пошивочном цехе театра, но бывают и исключения: так, например, костюмы для спектакля «Запалкі» по пьесе Константина Стешика покупали в секонд-хенде — это решение было продиктовано самой драматургией.
Костюмы с помощью автомобильного герметика, уточки и зайцы
Экскурсия продолжилась на камерной сцене, где как раз шла репетиция спектакля «Радзіва „Прудок“» по книге Андруся Горвата. Камерная сцена имеет точно такие же размеры, как и большая, — это позволяет репетировать здесь новые спектакли и безболезненно переносить их на основную сцену театра. Изначально это пространство использовалось для различных презентаций и выступлений, а потом превратилось в полноценную театральную площадку с постоянным репертуаром.
После Камерной сцены экскурсия продолжилась в одном из коридоров театра, где висят портреты, созданные выпускниками Академии искусств под руководством народного художника Беларуси Бориса Герлована. На одном из портретов изображен Валерий Раевский, который был художественным руководителем Купаловского на протяжении 35 лет (до 2009 года, когда его сменил Николай Пинигин). В репертуаре спектакля еще можно увидеть три постановки Раевского: «Вечар», «Чорная панна Нясвіжа» и «Старамодная камедыя». На других портретах можно увидеть звезд театра Бориса Платонова, Глеба Глебова, Стефанию Станюту, режиссеров Евстигнея Мировича и Флориана Ждановича, а также поэта и драматурга Янку Купалу.
Следующая локация — художественный цех театра, где художник-постановщик Алена Игруша разрешила не только вблизи рассмотреть макеты спектаклей «Офіс», «Местачковае кабарэ», а также готовящейся премьеры «Талерантнасць», но и потрогать реквизит. Например, уточек и зайцев из спектакля «Войцек», которых режиссер Юрий Диваков лепил сам.
Все обратили внимание на удивительно натуралистичных рыб из спектакля «Рэвізор», сделанных из толстой фанеры и пенопласта: если бы они были чуть меньше, то точно бы сошли за настоящих.
Но, по словам Алены Игруши, «настоящие бы этих „ужасных“ актеров не выдержали и сломались бы: это люди сильные и волнующиеся, особенно на премьерных показах». А торт из этого спектакля «расписывали раз 50, потому что не получался нужный цвет».
По словам художников, долгое время он больше напоминал по цвету не крем, а стадион «Динамо». Кстати, один из костюмов с имитацией вышивки создавался на протяжении двух недель с помощью автомобильного герметика — такое решение Игруша подсмотрела на выставке костюмов из фильма «Три мушкетера» в Санкт-Петербурге.
«Усе свае тэксты і сцэнары апрацоўвае менавіта ў клазеце»
В каминном зале, интерьер которого выполнен в стиле классицизма, обычно проходят пресс-конференции, презентации и другие специальные события театра. Из окон зала виден «писательский» дом по адресу: Маркса, 36, в котором был написан роман «Люди на болоте» Ивана Мележа, где жили Вячеслав Адамчик, Владимир Короткевич, Нил Гилевич, Максим Лужанин, Янка Брыль, Янка Мавр… Можно только представить, как часто они ходили в Купаловский театр.
Экскурсия завершилась посещением фотовыставки «Непарад» и встречей с ее автором — актером Максимом Коростелевым. За четыре года работы в театре у Максима скопился большой личный архив с портретами купаловцев в неформальной обстановке — часть фотографий решили показать зрителям в рамках Недели театра. На фотографиях в том числе и Зинаида Зубкова. По словам Максима, ему приятно, что к народной артистке Беларуси можно зайти в гости в любой момент.
— Яна зайграе на фартапіяна, будзе рабіць усё як заўсёды, а мне заставалася проста фатаграфаваць. Мне спадабалася гісторыя пра клазет: калісьці яе муж усталяваў там танкавы вентылятар, і яна паліць толькі там і ўсе свае тэксты і сцэнары апрацоўвае менавіта там.