"Хотел бы поддерживать с вами письменную связь". Как библиотекарь сделала поселок центром области
Каждое утро Александры Евгеньевны Матусевич начинается в половине десятого. Сегодня она проснулась без пяти десять. «Есть только миг между прошлым и будущим», — пропел звонок телефона, и в трубке зазвучал голос сына: «С днем рождения, мама!»

Живет Александра Евгеньевна в поселке Елизово Осиповичского района. Рядом с домом — школа-громадина, в которой она работала перед уходом на пенсию. А до этого — в местной библиотеке, куда приезжали Петрусь Бровка, Рыгор Бородулин, Иван Шамякин, Василь Витка, Пимен Панченко. О человеке, который отказался работать в библиотеке КГБ, чтобы позже изменить культурную жизнь рабочего поселка, наш сегодняшний материал.
Библиотека как конкурент стекольному заводу
— Надела костюм к вашему приезду. Красивый, правда? А что его прятать? Я бы и каблуки обула, но тяжело будет, — встречает Александра Евгеньевна. Прямая стать, трезвый ум, веселая шапочка — и не скажешь, что сегодня женщине — 95.
Свое прошлое она хранит в трех семейных альбомах. В них — довоенные фотографии родителей; снимок брата, который начал служить в Средней Азии, а закончил в Берлине; карточки родственников, подруг; трогательные фото детей — Натальи и Владимира; совместные портреты с мужем Антоном Степановичем.
Но главное сокровище — фотографии с читательских конференций, как по-научному их назвала Александра Евгеньевна.

В 1950—1960-х жизнь рабочего поселка Елизово вертелась вокруг стеклозавода, звеневшего на весь Союз. В 1959 году у него появился конкурент. Кажется невероятным, но им стала библиотека. Сюда по приглашению Александры Евгеньевны начали приезжать известные белорусские писатели, послушать которых собиралась уйма людей. Рабочие в спецодежде, домохозяйки, бабушки в платках, школьники с портфелями — в эпоху до интернета и даже телевидения живые встречи с писателями вызывали запредельный ажиотаж.
«Приглашали в библиотеку КГБ, обещали дать квартиру»

Родилась Александра Матусевич в Узденском районе. Окончила школу счетоводов. Начала работать. Но грянула война.
После освобождения Беларуси ее пригласили работать в военкомат — выписывать женам и матерям документы, в которых значилось: их сын или муж пропал без вести.
— Сколько их было! — качает головой именинница. — Пачками выписывали.
Перед этим тщательно проверили ее биографию: не была ли связана с нацистами? Ничего такого не нашлось. «Да и не было», — вспоминает Александра Евгеньевна.

В узденскую библиотеку Александра Евгеньевна попала по рекомендации. Директор Дома культуры увидел, с какой любовью она разбирает книги и ставит их по местам. Так началась ее жизнь в качестве библиотекаря.
То ли в конце 1940-х, то ли в начале 1950-х («Тяжело вспоминать, детки», — будто оправдывается Александра Евгеньевна) к ней приезжали из Минска, приглашали работать в библиотеке МГБ (в 1954 году ведомство переименовали в КГБ. — Прим. TUT.BY). Обещали дать квартиру. Александра Евгеньевна отказалась.
— Сейчас своим розумом понимаю, что нужно было соглашаться. А тогда мне было хорошо дома: работа хорошая, родители рядом. Да и подумала: после войны в Минске много военных. Жены будут ревновать, — говорит Александра Евгеньевна и звонко смеется.
С будущим мужем Александру Евгеньевну познакомила его сестра.
— Так заглядался на меня! — смущенно улыбается именинница. — А потом пишет: «Если вы не замужем, я бы хотел поддерживать с вами письменную связь», — вот так раньше завязывались отношения.
Вместе с мужем она переехала в Елизово — здесь ему предложили работу бухгалтером. Сама Александра Евгеньевна устроилась библиотекарем. Привела в порядок библиотечные фонды, оформила стенды. Но все равно чего-то не хватало.
— Я не хвалюсь, но общественная работа очень хорошо у меня получалась, — рассказывает Александра Евгеньевна. Поэтому решила: нужно менять жизнь поселка, образовывать и просвещать молодежь.
«Больше всего подружилась с Иваном Шамякиным»

Первым Елизовскую библиотеку посетил Петрусь Бровка. По фотографиям видно, что людей на встрече было очень много.
— После него в Елизово приезжали Иван Шамякин, Василь Витка, Рыгор Бородулин, Пимен Панченко, Микола Аврамчик. Бывала в гостях даже Мария Осипова — та, которая участвовала в подготовке убийства гауляйтера Кубе.
— Объявления о встрече мы вешали повсюду: на дверях библиотеки, на заводе, в школе. Людей приходило — ух сколько! Перед встречей участники обязательно готовились: приходили ко мне в библиотеку, брали книги, задавали вопросы. Даже в очередь записывались, — вспоминает Александра Евгеньевна. — Было интересно обсудить: чему учит книга, какой урок можно из нее вынести.
Сейчас это кажется чем-то немыслимым: рабочий поселок, аншлаг не на концерте, скажем, Александра Солодухи, а на встрече с Василем Виткой. Сильно.
Из всех приглашенных гостей Александре Евгеньевне особенно запомнился Иван Шамякин. И даже не книгами — добротой, душевностью и какой-то свойскостью.
— Мы очень подружились. Письма писали друг другу. Хорошим человеком был Шамякин.
Библиотека в Елизово негласно считалась лучшей в Могилевской области. Кто так считал? Однажды за деньги, выделенные на покупку книг, Александра Евгеньевна приобрела печатную машинку, стол и шкаф для библиотеки. В районе поднялся скандал — грозились уволить и забрать все приобретенное. Заступился местный прокурор, который сказал: «Не паникуйте. У вас — лучшая библиотека в области. Езжайте в Могилев и объясните ситуацию».
— Времени ехать в город не было, поэтому я решила отправить телеграмму, — говорит Александра Евгеньевна. — Работницы почты удивились: «Не боитесь такое объяснение слать?» А я — да, смелая девушка была. В итоге получила ответ: район может привезти что-то в библиотеку, но забирать ему ничему не положено.
Со временем все глубже чах завод, затихала и культурная жизнь. Сын Александры Евгеньевны Владимир говорит, что сейчас она еще как-то теплится в Доме культуры. Но писатели туда давно не приезжают.
На 17 женщин — 10 мужчин библиотекарей

Александра Евгеньевна берет в руки фотографии. Они — безмолвные свидетели жизни — хранят воспоминания, затуманенные десятками прошедших лет.
Вот — первый курс Минского библиотечного техникума имени Пушкина. 1952 год.
— Сколько мужчин? Это преподаватели? — наивно спрашиваем мы.
— Что вы! Однокурсники!
На 17 женщин в 1952 году приходилось 10 мужчин — будущих библиотекарей.

Далее — удостоверение к значку «За отличную работу», подписанное министром культуры СССР Екатериной Фурцевой. Номер 343, 1969 год.
— За ним мама в Москву не ездила. Его просто передали в Могилев, а уже потом в Елизово, — развеивает предвкушение красивой истории сын Владимир.
— А это что? — Александра Евгеньевна открывает последнюю страницу альбома. Там — открытка с надписью «С Новым годом».
— С новым годом тебя, мама, — шутит Владимир.

С новым годом вас, Александра Евгеньевна.