Мариус Петипа: француз, который сделал русский балет лучшим в мире
Исполнилось 200 лет со дня рождения Мариуса Петипа. Почему его классические постановки до сих пор не сходят со сцены? Объясняет хореограф Джон Ноймайер из Гамбурга.
Он является не просто создателем таких легендарных балетных спектаклей, как «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Французский и российский хореограф, солист балета и педагог Мариус Петипа (1818−1910) в буквальном смысле слова создал классический балет, соединив в гармонии музыки и хореографии французскую грацию, итальянскую виртуозность и русскую эмоциональную духовность.
В 1847 году Петипа, выступавший до тех пор солистом в балетной труппе своего отца во Франции, Испании, Бельгии и США, приехал в Санкт-Петербург. Приглашение от петербургского Большого театра он принял, считая Россию благодатной страной для правильного, на его взгляд, развития балета.
Правильным в балете для Петипа были не акробатизм и модные в то время в танце эксперименты, а одухотворенная грация, виртуозность и артистичность исполнения. Всего Мариус Петипа поставил около 70 балетов в России, каждый второй из них — оригинальная постановка. Практически все они пользовались феноменальным успехом.
Россия стала второй родиной для француза, получившего и российское гражданство, а он сам стал законодателем в мире балета. Петипа не просто сделал русский балет лучшим в мире, он создал законченную в своем совершенстве форму сценической хореографии, которую мы сегодня называем «классический балет».
Спустя много лет после рождения классического балета на сценах российских театров наследие величайшего хореографа продолжают бережно хранить и развивать все современные балетные труппы с классическим репертуаром. В Германии, например, вдохновение в наследии Петипа черпает один из известнейших в современном мире хореографов, руководитель Гамбургского балета Джон Ноймайер. В интервью информационному агентству dpa балетмейстер рассказал, почему Мариус Петипа до сих пор является высшим авторитетом в мире классического танца.
Джон Ноймайер: «Мариус Петипа создал стиль, который мы называем классическим балетом. На протяжении десятилетий работы в качестве балетмейстера и хореографа императорского театра в Санкт-Петербурге он оказывал влияние на развитие балета. В Европе на протяжении веков было принято считать новейший тренд в искусстве его очередной высшей ступенью развития. „Классический балет“, который мы отождествляем со стилем Мариуса Петипа, имеет особый статус вне этой эволюционной модели — он как бы вечен и неподвластен времени.
Легендарные танцоры и хореографы прошлого для меня всегда были источником вдохновения. Каждый день репетиции в Гамбургском балете начинаются у балетного станка. Я считаю, что классическая подготовка позволяет танцору максимально раскрыть свой творческий потенциал, а хореографу пробовать что-то новое, не пасуя перед техническими сложностями».
— Чем больше всего впечатляет вас Петипа?
— Прежде всего, впечатляет его жизнь как таковая. Его домом и сценой был, практически, весь мир. Он создал совершенный «русский» стиль в балете: как синтез самых разных национальных традиций. Французскую школу он соединил с итальянской виртуозностью и элементами славянского танцевального фольклора — и обеспечил балету эпоху его наивысшего расцвета.
Впечатляет также то, как Петипа всю свою жизнь посвятил Санкт-Петербургу. Его преданность этому городу стала предпосылкой для преемственности в балете императорского театра, которая и обеспечила уникальное историческое значение этой эпохи расцвета в истории балета.
— В декабре 2017 года в Гамбурге состоялась премьера «Дон Кихота», одного из лучших творений Петипа. Почему не сходит со сцены классический балет?
— «Дон Кихот» является неотъемлемой частью нашей культурной памяти. Это виртуозный балет. Отрывки из него показывают на всевозможных концертах и конкурсах. Именно поэтому нужно видеть и показывать его целиком и в живом исполнении. Гамбургский «Дон Кихот» не является реконструкцией оригинала Петипа, это скорее адаптация версии балета Рудольфа Нуреева 1960-х годов.
— Как вы считаете, в наши дни достаточно делается для того, чтобы сохранить наследие классического балета?
— Насколько я могу судить, интерес к балету и к новым постановкам классического репертуара не иссякает. Как у профессионалов из мира танца, так и у зрителя. Регулярно появляются на сцене и реконструкции исторических балетных постановок. Но такие реконструкции шедевров прошлого возможны только с танцорами высочайшего уровня подготовки и при наличии необходимой материально-технической базы.
К сожалению, финансирование балета не всегда соответствует масштабам его популярности у зрителя. Даже Гамбургский балет, с его репутацией в городе и известностью в мире, не избавлен от повседневных забот о финансах. Но надо сказать, что в Германии очень хорошо развита система государственной поддержки учреждений культуры. Сложившимися здесь исторически условиями для культуры восхищаются наши коллеги за рубежом. И я всячески содействую сохранению этой уникальной традиции как постановщик и как руководитель театра, чтобы культура как живой нескончаемый поток дошла от своих истоков до будущих поколений.
Джон Ноймайер родился и вырос в США. 1 декабря 1969 года тогда 27-летний американский танцор и хореограф, отработав уже несколько лет солистом труппы Штутгартского балета, вступил в должность главного балетмейстера в театре Франкфурта-на-Майне. В 1973 году он возглавил Гамбургский балет при Государственной опере ганзейского города и по сей день является его бессменным художественным руководителем. Гамбургский балет под его руководством добился мировой славы. В репертуаре труппы интернационального состава более 150 хореографических постановок, созданных Джоном Ноймайером.