Главный цыган советского кино: умер актер Дмитрий Бузылев
Актер, поэт, композитор, сценарист, исполнитель цыганских песен и романсов, Заслуженный артист России Дмитрий Бузылев, известный по своим работам в картинах «Табор уходит в небо» и «Очи черные», скончался на 62-м году жизни.
О смерти Дмитрия Бузылева сообщила пресс-служба Союза кинематографистов России. Там рассказали, что артист скончался после продолжительной болезни. «7 февраля на 62-м году после продолжительной болезни ушел из жизни актер театра и кино, поэт, композитор, сценарист, исполнитель цыганских песен и романсов, заслуженный артист России Д.Бузылев. Последними словами Дмитрия Михайловича стали слова благодарности и признание в любви Никите Сергеевичу Михалкову и Гильдии актеров», — приводит агентство городских новостей «Москва» сообщение пресс-службы СК.
Причины смерти Бузылева пока не известны. Прощание с артистом и гражданская панихида пройдут в воскресенье, 11 февраля, в московском Доме кино. Отпевание и захоронение остоятся на Пыхтинском кладбище, сообщили в Союзе кинематографистов.
Дмитрий Бузылев родился в 1957 году — место рождения неизвестно, поскольку он происходил из рода сибирских кочевых цыган, был представителем старинной музыкальной цыганской династии, в которой к музыке и танцам детей приучали с самого юного возраста. Гитару он впервые взял в руки в пять лет, в двенадцать вошел в состав ансамбля «Венгерские цыгане» под управлением Белаша Вишневского.
Дмитрий Бузылев прославился благодаря фильму «Табор уходит в небо».
К середине 70-х цыгане в кино уже стали привычным явлением. Яшка-цыган был, пожалуй, самым харизматичным из «Неуловимых мстителей», в том же 1967-м Евгений Матвеев снял экранизацию знаменитого романа Анатолия Калинина «Цыган» (с собой в роли Будулая). И появление «Табора…» — по мотивам рассказов Максима Горького, у которого цыганская тема в творчестве встречается достаточно часто — было в чем-то даже закономерно.
Дмитрию было 18 лет, когда он пробовался на главную мужскую роль в этом фильме — цыгана Лойко Забара. Ее, правда, отдали молдавскому артисту Григорию Григориу, а юному Бузылеву досталась яркая и характерная роль брата Рады. Любопытно, что режиссер Эмиль Лотяну в итоге пригласил в картину всю многочисленную семью Бузылевых — так 8-летняя сестра Дмитрия, Алена исполнила цыганскую народную песню «Нанэ цоха», ставшую визитной карточкой фильма.
Картина стала лидером советского проката 1976 года — ее посмотрели 64,9 млн зрителей.
Дмитрий Бузылев стал своего рода звездой — впрочем, как и его родственники. Они создали ансамбль «Табор уходит в небо», с которым гастролировали по СССР, записывались на студии «Мелодия», участвовали во многих радио- и телепередачах, участвовали в фестивалях в Германии, Польше, Каннах, а в 2000-м году выпустили два компакт-диска в Швеции и Германии. Музыкантов приглашали и для записи цыганских песен для кино и мультфильмов.
Сам Дмитрий после выхода «Табора…» недолго проработал в знаменитом уже театре «Ромэн», получил актерское образование в студии Семена Баркана, но на постоянной основе в труппе не остался — видимо, душа кочевого цыгана требовала свободы даже от таких ограничений.
Звездой кино он, впрочем, не стал, хотя сниматься его приглашали регулярно — например, в фильмы «Мой ласковый и нежный зверь», «Сибириада» Андрея Кончаловского, «Тегеран-43», «Мужики!» (в этой картине одну из главных ролей сыграл четырехлетний сын Бузылева — Михаил). Он играл в «Жестоком романсе», совместном с итальянцами фильме «Очи черные», в «Сибирском цирюльнике». И совсем недавно снова снялся у Никиты Михалкова в «Утомленных солнцем — 2».
Но везде он играл самого себя — цыгана, который хорошо умеет петь и танцевать, то есть делать то, к чему его готовили с детства. И делал это так, что получил прозвище «главного цыгана кино».
Может на ступеньку ниже звания «главного цыгана СССР», неофициально полученного сыгравшим Будулая в фильме 1979 года Михаем Волонтиром. Но и вклад Дмитрия Бузылева в популяризацию культуры цыган — с задорными песнями о трагической судьбе и не менее задорными танцами — безмерно огромен. Просто не так заметен.