Хоккеисты Тарасова и работа, разозлившая второго человека в СССР. Легендарные спортивные фото
24 января 2018 года в Минске в художественной галерее Михаила Савицкого откроется выставка легендарного советского спортивного фотографа Льва Бородулина, приуроченная к 95-летию классика и ХХIII Зимним Олимпийским играм. Лучшие фотографии Бородулина и его биография — в материале TUT.BY.
Лев Бородулин родился в Москве в 1923 году. В возрасте четырех лет он оказался в гостях у выдающегося фотохудожника, пионера советской фотографии, Свищева-Паоло. В память об этом остались его детский портрет и мечта быть фотографом. В 1940 поступил на художественное отделение Московского полиграфического института, но уже через год ушел на фронт. Прошел всю войну, дважды был серьезно ранен, награжден медалями «За оборону Москвы» и «За взятие Берлина».
После войны вернулся в институт. Примерно тогда же, в послевоенные годы, Лев Бородулин всерьез увлекся фотографией.
Сначала он делал снимки за кусок хлеба, чтобы прокормить семью. Затем долгое время работал в фотолаборатории (благодаря приобретенным там техническим навыкам, впоследствии он стал одним первых «цветников» в Советском Союзе). Постепенно его снимки начали публиковать в различных журналах. В начале 50-х работал в журнале «Спортивная жизнь России», одновременно снимая и для других изданий.
В то время фотография должна была в первую очередь выполнять агитационные функции. Лев Бородулин, художник по образованию и убежденный формалист, последователь основателей советского модернизма Александра Родченко и Бориса Игнатовича выбрал единственную область, в которой художник мог быть относительно свободен от идеологических установок — спорт. Он не хотел быть частью пропагандистского аппарата, его интересовало искусство.
В конце 1950-х годов Лев Бородулин стал фотокорреспондентом самого популярного журнала в стране «Огонек». В течение пятнадцати лет его свобода была практически неограниченной — по заданиям редакции он выезжал на Олимпиады и все значимые спортивные события в мире.
Снимки Бородулина сразу перешагнули рамки официальных фоторепортажей, фиксирующих успехи Советского Союза. В каждом движении спортсменов, в пластике их фигур, в линиях рук он видел четко отточенный рисунок или сложно переплетающийся орнамент, улавливал самые тонкие чувства, черты характеров спортсменов. Умение мастерски «словить» мгновение, выстроить композицию, расставить акценты переводило снимки Бородулина в сферу высокого искусства, делало эмблемой эпохи.
В 1960-х Лев Бородулин стал бесспорным лидером спортивной фотографии. В 1964 году английский ежегодник «Photography Year Book» назвал его «звездой» мировой фотографии, в 1967 году он был признан лучшим фотографом года по версии японской газеты «Асахи», в 1971 году в Мюнхене за достижения в области спортивной фотографии Лев Бородулин был награжден золотой олимпийской медалью.
В 1973 году на пике славы Бородулин эмигрировал в Израиль. Там он продолжил любимую работу, став одним из известнейших израильских фотохудожников. Он прославился и как успешный коллекционер, создав со своим сыном Borodulin Collection — одно из крупнейших в мире собраний классической советской фотографии.
По словам куратора Borodulin Collection Майи Кацнельсон, «на выставке представлено более 100 фотографий. Все отпечатки авторские, с подписью, многие — с печатью журнала „Огонек“, в котором он работал и для которого создал рекордное количество обложек. На выставке можно будет увидеть легендарный скандальный „Прыжок с вышки“. Снимок украсил обложку „Огонька“, посвященную Олимпиаде 1960 года в Риме — в воздухе, расправив руки во всю диагональ снимка, парит пловчиха, вот-вот готовая соприкоснуться с водной гладью. Эта обложка вызвала гнев главного идеолога страны Михаила Суслова. Он обозвал снимок „летающей ж…“ и раскритиковал за формализм. За Бородулина вступился тогда главный редактор журнала Анатолий Софронов, взяв всю вину на себя, а много лет спустя тот самый снимок был продан на аукционе Sotheby’s».
«Знаменитый „Парад“ 1956 года с гордо вышагивающими под развевающимися знаменами спортсменами — от фотографии идет мощнейший заряд, — продолжает Майя Кацнельсон. — Именно ее когда-то приобрел Билл Клинтон для украшения Белого Дома. Фотоэтюд, отмеченный золотой олимпийской медалью в Мюнхене — „Тренер Викентий Дмитриев и его будущие чемпионки“. В кадре — выдающийся витебский тренер по художественной гимнастике и его юные ученицы. Необыкновенные снимки „Мы играем в волейбол“ и „Гимнастический круг“, сделанные с помощью фотообъектива „рыбий глаз“ — Лев Бородулин был первым обладателем такого объектива в СССР. И многие другие, уже ставшие иконами, фотографии. На снимках запечатлены знаменитые спортсмены — Лидия Скобликова, Альберт Азарян, Александр Медведь, Виктор Чукарин, Лев Яшин, Василий Алексеев».
Организаторами проекта выступили Майя Кацнельсон (куратор Borodulin Collection) и Натив — Министерство главы правительства Израиля (Израильский культурный центр при посольстве государства Израиль в Республике Беларусь). Проект проходит при поддержке: Министерства спорта и туризма, Посольства Государства Израиль и Минского городского исполнительного комитета
Выставка будет работать до 25 февраля в Художественной галерее Михаила Савицкого (площадь Свободы, 15). Время работы галереи: среда — воскресенье, 11:00—19:00.