Контрабанда на границе, рай в пятизвездочном отеле и тайны майя. Юрий Зиссер о Мексике
На протяжении нескольких лет основатель TUT.BY Юрий Зиссер рассказывал в блоге о своих путешествиях. Мы решили актуализировать эти истории. Первое путешествие — Мексика.
«В море купался я один, остальные туристы ели и пили круглосуточно»
В эту страну Юрий Зиссер попал благодаря неожиданной «дырке», которая образовалась во время его поездки в США.
— Я решил не возвращаться на 9 дней в Минск, а заполнить высвободившееся время отдыхом, так как до этого два года не плавал в море. Куда поехать? Разумеется, на Карибское море. Напрашивался тур в Майами, на Багамы, в Арубу или Доминикану. Но я в детстве прочитал книгу Кнорозова «Тайна жрецов майя» и с тех пор мечтал попасть к пирамидам майя. Вот почему мой выбор пал на Мексику.
Открыл сайт консульства Мексики в Нью-Йорке — и неожиданно обнаружил, что начиная с 2010 года счастливым обладателям многократной американской визы виза в Мексику не требуется (причем независимо от их гражданства). Потом в паспорте пограничники поставят мне штамп «MEXICO 2010», но составят акт об уничтожении контрабанды в виде двух бананов, которые я забыл съесть в самолете. Ввозить в Мексику растения нельзя, а местную таможенную декларацию выдали для заполнения еще в Далласе.
Вдохновленный, связался с «русским» турагентством и купил горящий тур. Запасливые американцы все лучшее скупили за полгода вперед, и я не смог выбрать отель там, где хотел — в Тулуме, где и море, и отели, и пирамиды. Поэтому пришлось брать то, что есть. А помимо Канкуна (город дискотек), остался только остров Косумель (как говорят американцы, «Козумел», потому что пишется Cozumel), куда едут за пляжным отдыхом. По словам турагента, места оставались в трех отелях, все из которых были равноценными. Но система Fortuna была дешевле. Поэтому выбрал систему Fortuna 4*. Вышло по 82 доллара в сутки, а в целом стоимость — как у нас путевка в Турцию.
Но на месте обнаружилось, что во всех трех четырехзвездочных отелях мест нет. Меня посадили в такси и за их счет отвезли в соседний пятизвездочный отель.
Так я попал в рай. Iberostar 5* - это рай с розовыми фламинго и павлинами, неспешно разгуливающими по аллеям и влезающими на второй этаж по ступенькам, домиками с балконами и соломенными крышами (хотя, наверное, это не солома), цветными гамаками на балконах, попугаями в клетках, бамбуковыми аллеями и банановыми деревьями с распускающимися цветами, свисающими перед окном, и гроздьями бананов.
Среди жильцов отеля — одни американцы. Хотя слышал и русскую, и польскую, и чешскую речь, но думаю, что это мигранты.
В море купался я один, сходя по ступенькам с пирса. Остальные туристы целыми днями сидели в бассейне с вонючей хлоркой и пили. Еда и спиртное круглосуточно. Местные услужливы, сервис существенно лучше турецкого. Впрочем, отельные гиды во всем мире одинаковы: кроме безграмотной продажи экскурсий, пользы от них нет.
Еды больше чем надо, но она безвкусная и политкорректная, как в США. Мексиканская еда в том конкретном отеле показалось такой же безвкусная (разве что с перцем). Мясо готовить вообще не умеют: что бы ни сделали — все равно получалась подметка. Зато экзотическими фруктами я объедался.
Все страшно дорого. Например, до города 30 км. Но за дорогу в 20 минут надо заплатить 20 баксов (автобусы сюда не доходят километров десять, только такси). Крем от загара — 25 баксов. И так далее. Сувениры — редкое уродство и очень грубая работа. Мексика славится своим серебром, но такой топорной работы с этим металлом я еще не видел нигде. Например, сувенирная серебряная посуда по форме абсолютно ничем не отличается от железной посуды в наших заводских столовых: ни узоров, ни надписей — ничего. Украшения выглядят почти так же: очень грубые, сережки сделаны из проволоки толщиной с паяльное олово, так же «изящно» и выглядят. Правда, есть симпатичные тяжелые глиняные маски. Еще классные маски из перламутра, цветных камней и обсидиана. Остальные сувениры — китайские поделки.
Ложился спать по американскому времени, просыпался по белорусскому. Разница с Минском на тот момент была 9 часов. Снотворное начиная со второго раза действует бодряще, никакого кофе не надо. Интернет скрадывал ночные часы. При этом днем чувствовал себя превосходно.
Взял на день машину в аренду и посмотрел остров. Еще два места с руинами майя, десятки километров дикого красивого пляжа с непрерывным штормом. Красиво, как в Турции или на Лазурном Берегу.
Возле маяка на юге острова расположен заповедник с мангровыми зарослями, крокодилами, игуанами и прочей живностью и, опять же, с небольшими руинами майя.
То есть за день три свидетельства этой цивилизации. Только одна историческая застройка майя на острове сравнительно большая (San Gervasio).
Остальное — небольшие средневековые пирамидки, внешне удивительно похожие на выходы из бомбоубежищ в минских дворах. Вот эта внизу — большая.
Заказал сноркелинг-тур (вид плавания под поверхностью воды с маской и дыхательной трубкой и обычно с ластами. — Прим. TUT.BY). По сравнению с Краби (Таиланд) и Красным морем (Эйлат или Египет) это просто ерунда, не стоящая рядом. Кораллы не цветные, дно рифа, второго в мире по длине после австралийского, бедное, разновидностей рыб мало. Все какое-то серое, не цветное, даже «мозги» (я так называю наросты соответствующего вида). Бедные американцы, они специально сюда ездят на подводное плавание с аквалангом. Замерз ужасно, вода не слишком теплая. Вечером по совету местных лечился мескалем (настойка на агаве) и к утру был здоров.
«Чеченица», или Тайна жрецов майя
Будучи в Мексике, съездил в ископаемый город майя Чичен-Ица. Американцы называют его «чеченица», как чечевица, с ударением на предпоследнем слоге. Мексиканцы и русские ставят ударение правильно — на последних слогах каждого слова. В испанском варианте даже стоят ударения, но американцы видеть их отказываются. Ради объективности, мы тоже почему-то называем Рим Римом, а не Ромой, да и французы называют свою столицу Пари, а не так, как мы.
В юности одной из моих любимых книг была работа Кузьмищева «Тайна жрецов майя», которая вышла в серии «Эврика». В ней рассказывалось об истории этого народа, а также о том, как молодой советский ученый Юрий Кнорозов расшифровал иероглифическую письменность майя.
Тем, кто знаком с процедурами защиты белорусских диссертаций, трудно поверить, что кандидатская диссертация Кнорозова, целиком посвященная этой теме, прямо во время защиты была переквалифицирована на докторскую и одобрена научным советом без обсуждения. Причем доклад диссертанта длился три с половиной минуты. Конечно, такие выдающиеся открытия совершаются редко. Но если бы такое случилось сегодня, сомневаюсь, что наши «деды» дали бы возможность кому-либо перепрыгнуть через ступень. Скорее, вообще постарались бы максимально замедлить продвижение потенциального конкурента. Мол, я десять лет помучился с докторской — помучься и ты.
Впрочем, вернусь к книге. Вообще, майя окружены сплошными легендами. Якобы этот народ, исчезнувший неизвестно куда еще до захвата их городов ацтеками, опередил Европу по астрономическим открытиям. Помните, сколько времени мир обсуждал «конец света по календарю майя», который якобы должен был наступить 21 декабря 2012 года? В настоящем календаре майя не было никакого упоминания об этой байке, но обсуждали ее, без преувеличения, миллионы землян.
Мифом оказалась и легенда, связанная со знаменитой игрой, которую майя проводили дважды в году — в дни зимнего и летнего солнцестояния. Якобы капитана команды победителей приносили в жертву. На самом деле его посвящали в знать, это была процедура инициации, освящения, а не казни.
Наконец, майя никуда не исчезли! Их миллионы. И в Мексике, и в соседних Белизе, Гватемале и Гондурасе. Например, практически все население мексиканского острова Косумель, где я отдыхал (находится в 6 км от Юкатана и 40 км от Канкуна) — этнические майя.
В школе они учат только испанский, но в быту они общаются исключительно на языке майя, не имеющем с испанским ничего общего. Притом никто из них не владеет письменностью майя, ее секреты давно утеряны. Лишь в последние годы в Мексике стали появляться специальные школы. Там изучают иероглифическое письмо майя, на котором сотни лет никто не написал ни слова. Причем эти школы поддерживаются мексиканским правительством.
Возвращаясь с экскурсии, я разговорился с 58-летним водителем такси — он оказался майя. Рассказывал о своей огромной семье во главе со столетним отцом, о четырнадцати братьях и сестрах, четырех детях и пятерых внуках, причем для всех майя — родной язык. Всю дорогу он пытался учить меня типовым словам языка майя. К сожалению, все забыл, за исключением того, что «Косумель» на самом деле «Кусамил петен», что значит «остров ласточек», поскольку на острове огромное количество этих птиц. Ну и само слово «Юкатан» — ошибка: испанцы спросили местных, как называется их земля, те ответили «Уйюкатан» — «Не понимаю». Так это слово навсегда закрепилось за этой местностью.
Однако все это легенды и байки. Действительность оказалась прозаичнее. Пирамиды, площадка для священной игры в мяч и обсерватория стоят в пыли посреди редких деревьев и невероятного количества торговцев, даже в сезон превышающих число туристов.
Самое обидное — что власти запретили забираться на пирамиды. Причины две: безопасность (поскольку многие туристы теряли равновесие и скатывались по почти отвесным стенам и ступенькам с большой высоты) и сохранность памятников (гробницу вождя ацтеков Кюкюлькана исписали граффити).
А без этого остается лишь бродить по отчасти вырубленному лесу и огромным полянам, постриженным косилкой, между настырно зазывающими к себе торговцами и смотреть издали на древние камни, которые выглядят точно так же, как на фотографиях.
Бродя между развалинами, я подумал о том, что в Европе намного раньше были созданы греческие и римские скульптуры, Парфенон, Палатин — есть что посмотреть. А у майя вся культура сводилась к астрономии и священной игре.
Немного средневековых барельефов на сооружениях, но в груди ничего не шевелится и не вызывает отклика. Черепки без большого искусства не слишком интересны лишь оттого, что они древние.
Дорога занимает 6 часов в один конец, поскольку я был не на материке, а на острове Косумель: такси — паром — микроавтобус — большой автобус и то же самое обратно. Всего 550 км. Впрочем, будь я на материке, дорога все равно неблизкая. Цены всюду фантастические (как на экскурсии, так на любые передвижения, не говоря уже о безвкусных сувенирах). Но когда торгуешься, цену можно сбросить вдвое и даже сильнее.
Забавно, что вышивка похожа на украинскую и белорусскую: те же красные нитки и даже кое-где похожий узор.
В целом пушествием я остался доволен. Это лучше, чем если бы я поехал отдыхать в США или на американские острова. Отдохнул, хоть и не хватило времени. Но лететь туда из Минска, если вы не фанат майя, особого смысла нет. Красное или Средиземное моря (а тем более Таиланд), а в культурном плане Древняя Греция и Рим как минимум не хуже.