Неземная красота: тайная жизнь океанского мусора
На первый взгляд, на фотографиях шотландского фридайвера Джейн-Энн Гилкрист запечатлены неизвестные миру глубоководные существа. Но при более близком рассмотрении становится понятным, что это отнюдь не мистические создания.
Разлагающийся в воде полиэтиленовый пакет, выброшенная кем-то клеенчатая шапочка рыбака и спутавшаяся в клубок рыбацкая сеть. Эти снимки сделаны на глубине 15 метров.
Джейн-Энн говорит, что ее фотографии похожи на психодиагностический тест Роршаха, в котором то, что ты видишь на картине, зависит от твоего душевного состояния на данный момент.
Художница из Эдинбурга, которая увлекается погружениями без какого-либо дыхательного оборудования последние 15 лет, говорит, что каждая ее фотография совершенно уникальна и сделать такие же еще раз невозможно.
«Я стараюсь поймать что-то, что будет невозможно найти в следующий раз в этом же месте, при таком же освещении, в таком же положении», — говорит Джейн-Энн.
«Нелегко находить такие кадры в то время, как ты плывешь в довольно сложных условиях в шотландских водах. Течение все время играет с этими предметами и со мной», — объясняет художница.
Фридайвинг — это подводное плавание с задержкой дыхания. Фридайверы погружаются под воду без баллонов с воздухом и акваланга. Однако без добротного гидрокостюма фридайверам на восточном побережье Шотландии не обойтись.
«Нам нужен гидрокостюм, для того чтобы сохранять тепло», — объясняет Джейн-Энн.
По ее словам, она довольно опытный фридайвер, однако подводное фотографирование, когда ты находишься в воде без запаса кислорода, создает дополнительные сложности.
«Мне нужно выбрать место, выбрать композицию, поработать над ней, получить то, что я хочу, и выбраться на сушу. И все это время надо следить за тем, сколько воздуха у меня остается в легких», — говорит художница.
Она погружается под воду вместе со своим напарником на побережье Шотландии. Ее самое любимое место для дайвинга — в районе мыса Сэнт Эббс, на побережье Беруикшир.
Чтобы сделать снимки, они работают под водой больше чем по четыре часа.
Фотографии Гилкрист, представленные на открывшейся недавно выставке в галерее Фергюссона в шотландском городе Перт, были сделаны за несколько дней погружений.
«Я пытаюсь дать людям возможность увидеть то, что видит мое сознание, когда я под водой», — говорит художница.
«Некоторые работы — это фотографии объектов, которые оказались в воде из-за загрязнения окружающей среды. Именно эти работы вызывают много вопросов: как мусор оказался там, и как сделать так, чтобы его не было», — говорит Джейн-Энн.
Но ирония заключается в том, что на ее фотографиях мусор, которого не должно быть в море, кажется чем-то красивым и изящным.
«Это ирония, с которой я играю. Людей больше не впечатляют фотографии мусорных куч. А мои фотографии рассчитаны на более долгое существование, и я хочу, чтобы люди их обсуждали», — объясняет художница.