Ночное "золото": как в дореволюционном Витебске убирали городские нечистоты
Предприятие, которое занималось утилизацией городских отходов, — одно из старейших в Витебске. Его история началась осенью 1892 году с появления ассенизационного обоза. Он состоял из нескольких телег для вывоза нечистот.
— Инвентарь для уборки нечистот выписали из Варшавы. В распоряжении ассенизаторов были 3 пневматические бочки емкостью 80 ведер и 9 одноконных бочек емкостью 40 ведер. Купили также 17 лошадей, телеги и сбрую. Всего на оборудование спецобоза затратили 9197 рублей, — рассказала ведущий архивист Государственного архива Витебской области Светлана Мясоедова.
В витебских газетах появилось объявление:
«Витебская городская управа доводит до сведения домовладельцев Витебска, что городской ассенизационный обоз открыл свои действия по очистке ретирадных мест (уборных), мусорных и помойных ям с 21 октября сего года. Приглашает желающих с требованиями своими об очистке обращаться в городскую Управу ежедневно за исключением воскресных и праздничных дней, с 10 часов утра до 2 часов по полудню, причем присовокуплять, что за очистку взимается от бочки: в 80 ведер — 1 рубль 60 копеек, в 60 ведер — 1 рубль 20 копеек, в 50 ведер — 1 рубль и в 30 ведер и ящике той же емкости — 60 копеек, за годовую же очистку по соглашению».
По городу ездили телеги, на которых стояли кадки или бочки с длинными черпаками. С полуночи, когда улицы становились свободными, и до раннего утра этот нехитрый транспорт вывозил нечистоты из Витебска, нередко расплескивая из бочек «благоуханное» содержимое.
Сопровождали дурно пахнущий груз рабочие-«золотари». Такое название они получили из-за того, что нечистоты в шутку называли «ночным золотом». Также в штат обоза входил один надзиратель.
Размещался ассенизационный обоз в одном здании с пожарной командой на улице Замковой и обслуживал исключительно городскую управу, полицейское управление, пожарную команду, казармы, детский приют и пожарные площади. Очистку других домов каждый раз проводили по особому разрешению управы.
«Золотари» работали по 12 часов. Их заработок составлял 20 рублей в месяц. Для сравнения: при царе Николае II корова стоила от 8 до 10 рублей.
Работу обоза больше ругали, чем хвалили: то он нечистоты неаккуратно вывозит, «золотит» улицы, то работает убыточно. Через три года после появления, в 1895 году, город передал обоз частным лицам.
В 1908 году, в связи со случаями заболевания холерой, вновь подняли вопрос об устройстве ассенизационного обоза — как для нужд города, так и для очистки «людских извержений» в домах жителей.
Самый известные исполнители ассенизационных работ в Витебске — династия Синельниковых. Ее представители получили обоз в аренду в 1897 году.
В 1922 года Витгубисполком издал циркуляр, согласно которому все заказы получал только городской ассенизационный обоз. Давид Синельников старался сорвать его работу и вновь захватить очистку города в свои руки.
В декабре 1925 года образовали Трест коммунальных предприятий Витебска. И всю дурно пахнущую, но очень важную для нормального функционирования города работу выполняли уже его специалисты.