Стипендия в три доллара и выступление на войне. Воздушная гимнастка о танце на полотнах

Источник материала:  
18.08.2017 10:49 — Новости Культуры

«Нечто на грани спорта и искусства», — коротко описывает свои занятия инструктор по танцам на полотнах Лилия Элембаева. А после быстро забирается на высоту и начинает делать трюки, от которых нет шансов оторвать завороженный взгляд. TUT.BY побывал на тренировке и заодно узнал, ради чего бывшая артистка цирка преподает танцы на полотнах в воздухе и можно ли им обучиться с нуля.

«Как-нибудь переживу эти полтора часа позора и уйду, меня даже никто не успеет запомнить»

Занятие начинается с получасовой разминки. В 19.00 в разогретом солнцем зале все еще душно. Открытые окна не спасают, поэтому девушки снимают с себя все лишнее.

Первая часть тренировки проходит почти безмолвно. «Восемь, семь, шесть, пять, четыре, три… Держим колени, девочки», — слышится нестрогий голос тренера. Тело жжет, но девушки не сдаются.

Разминка заканчивается пятиминуткой отдыха — растяжкой. Девушки вновь надевают майки, иначе можно сжечь спину, и подходят к полотнам — покорять пространство и высоту.


Лилия Элембаева. Фото: личный архив

Группу Лилии в основном посещают девушки опытные. Из новичков только Лера. «Ну как новичок — уже третий абонемент», — уточняет тренер. Настя и Юля занимаются более четырех лет, но никому даже не приходило в голову бросить увлечение.

— Однажды я сидела на диване, и мое воображение нарисовало картинку с воздушной акробаткой. Абсолютно внезапно. Захотелось научиться точно так же. Начала искать в интернете, но даже запрос сформулировать не могла: в 2012-м такие вещи были редкостью. Пришла в одну школу — не понравилось. Решила попробовать другую. Так оказалась у Лили. Затянуло. Конечно, поначалу шпагат был домиком. Но со временем спина выровнялась, шпагат появился. Фигура стала более гибкой, пластичной. До этого я работала на конюшне, физически нагрузки были высокие и осанка соответствующая.

При этом, когда смотришь на Юлю сейчас, можно предположить, что в прошлом у нее была скорее карьера гимнастки, нежели работа с лошадьми.


Тренировка. Фото: Анна Горчанюк

Для Насти увлечение воздушной гимнастикой частично стало профессией. В январе она начала выступать на различных мероприятиях, что приносит ей небольшой заработок.

— Что стало моей мотивацией прийти сюда? Однажды я увидела выступление цирка Дю Солей. Понравилось очень. Знала, что в Минске можно поучиться чему-то подобному. Думала: ладно, попробую, как-нибудь переживу эти полтора часа позора и уйду, меня даже никто не успеет запомнить. Но я увлеклась. Бэкграунда в гимнастике или акробатике у меня не было, только танцами занималась, да и то не с детства. Но на первом занятии сразу залезла наверх. Со временем стало получаться больше и больше. Соблазна вроде «хватит, я уже столько умею» никогда не было. Наоборот, начиналось все с двух занятий в неделю, сейчас — практически каждый день. Частично я этим зарабатываю, поэтому нужно готовиться.

Татьяна танцует с полотнами «всего» два с половиной года. Недавно она привезла награду со Второго фестиваля воздушной гимнастики в Москве, где взяла второе место.

— Если бы я хотела заниматься фитнесом, пошла бы в тренажерку. Но здесь что-то большее. Для меня это — искусство.

Стипендия — три доллара, поэтому приходилось голодать


Тренировка. Фото: Анна Горчанюк

Сама Лилия Элембаева начала заниматься в 4 года. Родилась она в городе Набережные Челны (Татарстан, Россия). Там же впервые оказалась в цирковой студии, куда ее отвела мама.

— Сначала это было ее желание, но со временем мне понравилось. Мама работала в трех местах, сама не могла отводить меня, поэтому я одна ездила в студию на трамвайчике. Мы занимались два-три часа по три раза в неделю. Конечно, были и протесты: иногда сбегали с тренировок. Но бросать никогда не собиралась. Поэтому, когда мама пришла домой и сказала: «Я купила билеты в Москву, чтобы ты поступила», я ответила: «Конечно, едем».

В 16 лет Лиля стала студенткой Государственного училища циркового и эстрадного искусства имени Румянцева (Карандаша) в Москве. Для себя выбрала цирковое направление.

— Конечно, результат процесса выглядит красиво, но сам он бывает довольно скучным. Вот, например, в гуманитарных вузах ты каждое занятие узнаешь что-то новое. В училище все по-другому. Стоит в расписании по две пары эквилибра, акробатики и жонглирования. И каждый день ты выполняешь одно и то же, чтобы упражнение получалось в совершенстве. Хотя, с другой стороны, интересно наблюдать, как в начале семестра ты еще ничего не умеешь, а к концу у тебя такой прогресс.


Тренировка. Фото: Анна Горчанюк

Поступление Лили совпало с дефолтом 1998 года. «Первый семестр приходилось голодать», — рассказывает артистка. Ее тогдашняя стипендия равнялась трем долларам. Выручали лишь деньги, которые каждую неделю присылала мама. Поэтому Лиля очень быстро научилась зарабатывать самостоятельно.

— Впервые я выступала с хулахупами на новогодних утренниках. Со временем нас стали приглашать каждую пятницу-субботу на мероприятия.

Но самое сильное впечатление у нее осталось после поездки в Чечню в 1999 году.

— Это был самый большой испуг за всю жизнь. Мы были в Аргунском ущелье, выступали для российских военнослужащих. Помню, репортер подносит ко мне микрофон, чтобы взять интервью, и в этот момент над нами начинает стрелять «Град». Это было так страшно! С тех пор я долго боялась микрофонов.

В тот момент защитный механизм вроде «я ведь еду на войну» не сработал. Осознание опасности к Лиле пришло позже. В принципе, говорит артистка, эта замедленная реакция тогда и спасла.

— Когда меня спросили, хочу ли я поехать на Северный Кавказ выступить, согласилась не раздумывая. Деньги были нужны. Да, потом было страшно. Мы ездили по открытым горным дорогам, которые легко можно было обстрелять. Наверное, мне помогло то, что я не осознавала уровня опасности и не понимала, где я. Пробыли мы там 5 дней. Все вернулись целыми.


Тренировка. Фото: Анна Горчанюк

После окончания училища Лилия попала на работу в итальянский American Circus. Там она провела 9 лет. Выступала в шапито и парках, ездила на гастроли по Италии, Словении, Германии, Венгрии. Как попала в Беларусь? Там же, в цирке, она встретила своего мужа-белоруса, вместе с которым в 2011-м переехала в Минск.

«Знаю одну болгарскую акробатку, которая в 60 лет еще исполняла трюки на подкидной доске»

Переезд в Беларусь рельеф Лилиной жизни кардинально не изменил. Да, в местных цирках она никогда не работала. Но свое главное увлечение не бросала.

— Карьера артиста может продлиться и до 100 лет. Знаю одну болгарскую акробатку, которая в 60 лет еще исполняла трюки на подкидной доске. Есть семьи, в которых работают династии: бабушки-дедушки, дети, внуки. Вообще, пенсия наступает после того, как ты отработал 15 лет и у тебя об этом есть запись в трудовой книжке. Но цирковой артист, который действительно болеет своей работой, никогда не уйдет так рано.

После переезда Лиля пробовала работать в клубе, но поняла, что за два месяца отдыха после Италии чересчур расслабилась. Пошла в тренажерный зал, туда же и устроилась администратором. Преподавать она стала не сразу. Во время выступления в одном из минских клубов ее заметили и предложили стать тренером. Правда, оказалось непросто переключиться с роли артистки, которая умеет все, на роль преподавателя, который учит уметь все.

— Я даже не представляла, как эти тренировки могут проходить. Сама я знала, как размяться, но что нужно другим? Первое время было сложно. Как ни стыдно признаваться, я училась учить на своих девушках.

Тем не менее, для Лили было важно делиться своим опытом. В Беларуси нет возможностей обучаться цирковому искусству, но есть спрос как минимум на воздушную гимнастику.


Лилия Элембаева. Фото: личный архив

— С теми, кто начинает с нуля, сложновато. Во-первых, нужно объяснить, что нужно делать человеку, мышцы которого не понимают, чего от них хотят. Во-вторых, все сразу хотят быстрого результата. Нужно огромное терпение к себе, своему телу, чтобы оно начало понимать. Тело поначалу в шоке. Даже гимнастка, пришедшая из спорта, сделает все не с первого раза. Всегда нужен подход с разных сторон.

Я сама поначалу боялась высоты. И до сих пор не избавилась от этого чувства, просто научилась его подавлять. Нужно учиться доверять полотну. Себя нужно уговорить всего раз. После этого наступит эйфория и ощущение воздуха. Это безумно затягивает.

←В Китае открылся первый интернет-суд

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика