В деревне Велешино Копыльского района создается частный музей Владимира Высоцкого
25 января талантливому поэту, актеру и певцу исполнилось бы 79 лет. Но судьбой ему было отпущено на одном дыхании прожить всего лишь 42 года…
Накануне этой даты корреспондент МЛЫН.BY позвонил дальней родственнице Владимира Семеновича, доктору искусствоведения, профессору Белорусского государственного университета, лауреату Государственной премии Беларуси Надежде Федоровне Высоцкой и поинтересовался, как идет обустройство будущего музея, который официально должен открыться через год — к 80-летию Высоцкого.
— Планы не меняются, работа над экспозицией продолжится весной. Зимой, сами понимаете, заниматься этим нецелесообразно, - ответила Надежда Федоровна и сообщила, что собирается в Министерство культуры — по поводу некоторых экспонатов, находящихся на временном хранении в Копыльском краеведческом музее и имеющих косвенное отношение к поэту и актеру.
Надежда Федоровна провела для нас небольшую экскурсию по еще не открывшемуся музею в обычном деревенском доме, которому больше полувека. Скажем сразу: Высоцкий здесь никогда не был, что, в данном случае, и не столь важно. Ведь песни, стихи, фильмы, в которых снимался кумир миллионов советских людей, по-прежнему не оставляют равнодушным, в том числе и жителей небольшой белорусской деревеньки Велешино. Подтверждением тому — создающийся здесь при их содействии своего рода уголок народной памяти поэта и актера.
— Одна, без поддержки со стороны сельсовета и моих студентов, других людей я бы, конечно, ничего не сделала, — с благодарностью признается Надежда Федоровна.
Переступив порог будущего дома-музея, оказываюсь в большой светлой комнате. Взгляд останавливается на старом кожаном диванчике. Он сменил городскую прописку, переехав сюда из минской мастерской, к сожалению, уже покойного известного белорусского художника Геннадия Голубовича, мужа Надежды Федоровны.
— Геннадий Михайлович был лично знаком с Высоцким. И тот, будучи в Минске на съемках, однажды заглянул к нему в мастерскую вместе с режиссером Виктором Туровым, — рассказывает Надежда Федоровна. — Владимир Семенович был в приподнятом настроении, шутил, пел свои песни под гитару. В мастерской, на этом диванчике, он и заночевал. А утром, когда я пришла туда, уже никого не было: дверь нараспашку, на столе какие-то рентгеновские снимки лежат. Присмотревшись, увидела, что рукой Высоцкого на них не очень разборчиво сделан набросок то ли будущего стихотворения, то ли песни. Эта реликвия, наряду с его гитарой, грампластинками, поэтическими сборниками, фотографиями, афишами концертов, будет представлена в сельском музее. Как и туфли, подаренные мне Владимиром Семеновичем. По тем временам это был царский подарок — модные итальянские туфли, купленные за валюту. Скорее всего, они предназначались Марине Влади, но по какой-то причине не попали к ней. И вот по счастливой случайности, благодаря широкой душе Владимира Семеновича, достались мне, его дальней родственнице. Удивительно, но по размеру они мне идеально подошли.
Еще одно притягательное место в доме — камин. Здесь посетители смогут по-домашнему посидеть, обсудить творчество Высоцкого, послушать его песни. Они будут звучать с грампластинок и магнитофонных кассет, коллекция которых пополняется. Как и библиотечка воспоминаний Марины Влади, артистов-коллег по Театру на Таганке, друзей.
— Студенты-заочники подарили мне сборник песен Высоцкого, изданный на польском языке. Он также займет достойное место на книжной полке, — похвалилась Надежда Федоровна. — Уверена, у многих белорусских поклонников Высоцкого найдется дома что-то свое, памятное. Может, кто-то хранит билеты на спектакли Театра на Таганке, который в июне 1979 года гастролировал в Минске, или автограф поэта. Буду безмерно благодарна, если такие люди откликнутся.
Надежда Федоровна рассказала мне о двух личных встречах с Высоцким — в Москве и Минске.
…У Театра на Таганке они встретились совершенно случайно. Надежда, увидев вышедшего из машины невероятно тогда популярного Высоцкого, слегка даже опешила, но не растерялась, сказала, что очень хочет попасть на его спектакль. И добавила, что она не только однофамилица из Беларуси, но еще и дальняя родственница. Высоцкий иронично хмыкнул, не поверив: дескать, куда ни приедет — везде одни родственники… Потом, может, вспомнив, что его дед родом из-под Бреста, уже более внимательно на нее посмотрел и, улыбнувшись, достал из кармана контрамарку со словами: «Держи, родственница!».
— Известно, что власти обвиняли Высоцкого в подрыве устоев социализма, антисоветизме. Так что общаться с ним было еще и небезопасно…
— Да, время тогда было такое. КГБ действительно вел негласное наблюдение за Высоцким, что хорошо показано в последнем фильме о нем «Высоцкий. Спасибо, что живой». Кстати, эта картина мне не понравилась. В ней больше рассказано о нечистоплотных, коммерческих делах окружения поэта — эти люди беззастенчиво ради личного обогащения эксплуатировали в ходе многочисленных гастролей его талант. А еще, на мой взгляд, в фильме чересчур подробно, словно через замочную скважину, показано много личного, даже интимного из последних дней жизни Высоцкого. Да, он не мог уже обходиться без наркотиков, которые в итоге и подорвали здоровье. Но ведь это не вина, а скорее беда великого и очень талантливого человека, конечно же, достойного не такой, скандально-грязной, а светлой памяти.
— Какая ваша любимая песня, роль Владимира Семеновича в кино, театре?
— «Кони привередливые», на мой взгляд, самая сильная, исповедальная песня, написанная в предчувствии скорой смерти, но с какой жаждой жизни! Без слез и сегодня не могу слушать эти прощальные, душой выстраданные слова:
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее,
Умоляю вас вскачь не лететь!
Но что-то кони мне попались привередливые.
И дожить не успел, и допеть не успеть!
Я коней напою, я куплет допою,
Хоть немного еще постою на краю.
Из киноролей явной удачей считаю талантливо созданный образ умного и отважного оперативника МУРа Глеба Жеглова в знаменитом фильме «Место встречи изменить нельзя». А из театрального репертуара мне очень нравится племянник датского короля Гамлет в незабываемом исполнении Владимира Высоцкого. Сегодня это уже классика.
Надежда Федоровна занимается сейчас оформлением документов на будущий дом-музей, а это дело хлопотное. И хотя до его официального открытия — 25 января 2018 года — есть еще время, она все же хочет успеть сделать все по максимуму, как задумала. Конечно, нужны средства на благоустройство дома-музея, а также на доставку и охрану материалов экспозиции. Пока что все держится на энтузиазме университетского профессора и ее студентов. Рассчитывает Надежда Федоровна и на помощь районных властей. Ведь будущий сельский музей Высоцкого может стать туристической изюминкой Копыльщины.