"Минский клад", "пояс Витовта" и пистолет 17 века. Чем гордится Национальный исторический музей
Один из самых популярных белорусских музеев празднует свой 60-летний юбилей. TUT.BY узнал, за какой музейный экспонат белорусы должны быть благодарны Леонардо да Винчи и ради какого пояса одному из ученых пришлось обращаться к Александру Лукашенко.
Днем рождения музея считается 15 декабря 1956 года. Именно в этом день была создана группа, которая готовила открытие учреждения. Первоначально музей должен был разместиться на Центральной (теперь Октябрьской) площади. Но построенное здание отдали Музею истории Великой Отечественной войны (теперь оно снесено), а Исторический музей с 1965 года переехал в здание на Карла Маркса, 12, где находится до сих пор.
Первым официальным экспонатом, который приобрел музей, стал ткацкий станок. Всего же в коллекции насчитывается почти 400 тысяч музейных предметов — это крупнейший сбор в Беларуси. Сотрудники музея настаивают, что выделять среди них «самые ценные» или «самые значимые» некорректно. Для них дорог каждый экспонат. Но ученый секретарь Олег Ладисов все-таки согласился выделить пять объектов, которые нельзя пропустить ни в коем случае.
Нумизмат обратился к Лукашенко
Этот парадный княжеский пояс нашли в начале 1990-х годов близ деревни Литва Молодечненского района Минской области. Его создание датируют концом 14 — первой третью 15 века. По мнению ряда ряда исследователей, пояс мог быть подарен великому князю Витовту крымским ханом Хаджи-Гиреем, отсюда и его название — «пояс Витовта».
После того, как пояс был обнаружен, он более десяти лет находился в частных коллекциях. В 2006 году легендарный белорусский нумизмат Валентин Рябцевич обратился к Александру Лукашенко и попросил передать права на «пояс Витовта» государству. Решением суда этот памятник передали в Национальный исторический музей и внесли в Государственный список историко-культурных ценностей (в категорию «1»).
«Пояс изготовлен в городе Кафе (ныне Феодосия, Украина), а пряжки к нему — в итальянской Генуе, — рассказывает Олег Ладисов. — Состоит из 11 поясных пластин, пряжки, наконечника и двух квадратных накладок. Он имеет признаки как латинской стилистики (форма пряжки и наконечника), так и восточной орнаментики (изображение птиц и василисков на пластинах). Все детали пояса выполнены из серебра, большая их часть украшена позолотой и чернением».
По мнению исследователей, такие пояса принадлежали высшему нобилитету и являлись символами рыцарской чести.
«На эти деньги была куплена 4-комнатная квартира и черная «Волга»
4 августа 1988 года на углу улиц Володарского и Республиканской (теперь — Городской Вал) при рытье траншеи для теплотрассы ковш экскаватора зацепил что-то необычное. На следующий день столичные газеты разнесли новость о находке клада, получившего название минский. Как рассказывал экскаваторщик Леонид Блатун, он неожиданно заметил блеснувший на солнце предмет: «Смотрю, из ковша выскользнул бокал. Поднял. Серебро. Разрыл немного землю. Ящик. Большой ящик. Набит серебряными вещами»,
«Предметы „минского клада“ датируются концом 17 — началом 20 века, — рассказывает Олег Ладисов. — Это 547 серебряных предметов общим весом 13 кг. Среди них 30 Георгиевских крестов разной степени, 12 российских медалей „За храбрость“, ряд других наград, а также 461 монета разных номиналов Российской империи и Германии конца 19 — начала 20 века. Вещевая часть клада состоит из 25 предметов. Это подсвечники, блюда, сахарницы».
Знаток истории белорусской столицы Владимир Воложинский рассказывал, что клад тогда оценили в 32 057 рублей, из которых Леонид Блатун получил положенные ему 25% — 8014 рублей. По словам экскаваторщика, на эти деньги «была куплена четырехкомнатная квартира и тогда еще жутко дефицитная 24-я черная „Волга“, не говоря уже о шмотках, подарках семье и прочем».
«Витой браслет — наша визитка»
«Без преувеличения, витой браслет с зооморфными концами можно считать визитной карточкой музея», — рассказывает Олег Ладисов. Браслет весом 75,49 граммов обнаружили в 1951 году во время археологических раскопок, которые проводили на Минском замчище сотрудники Института истории Академии наук. «Витые браслеты с изображением голов животных получили широкое распространение в эпоху раннего Средневековья на территории Скандинавии, отражая особый статус своего владельца», — комментирует Олег Ладисов.
Среди коллекций музея выделяется фондовая коллекция промышленных тканей. Например, в ней представлены знаменитые «слуцкие пояса». Но Олег Ладисов советует обратить внимание на другой экспонат — орнат с изображением гербов «Трубы» и «Радван».
Орнат — это элемент литургического облачения католического или лютеранского клирика. Его изготовили в конце 18 — начале 19 века. По словам Олега Ладисова, «на гербе „Радван“ изображена церковная хоругвь, которая у многих народов считалась неотъемлемым атрибутом военных походов, а также конец стрелы. Гербом „Трубы“ пользовались 186 шляхетских родов Речи Посполитой. Он представляет собой изображение трискеля — символа переплетения трех стихий: огня, воды, воздуха, которые уходят в бесконечность».
Пистолет от Леонардо да Винчи
В коллекции Национального исторического музея хранится колесцовый пистолет. Его длина 65 см, пистолет изготовлен в начале 17 века в Германии и хранится в фондовой коллекции огнестрельного оружия.
Свое название пистолет получил от колесцового замка. К ружью прикреплялось колесико с насечкой, которая высекало искру при вращении, а та, в свою очередь, поджигает порох. Ряд историков приписывает изобретение такого замка Леонардо да Винчи.
По словам Олега Ладисова, такое оружение могли купить только состоятельные люди. Ведь в нем имелось большого количества мелких деталей, которые часто ломались. Обычно пистолеты декорировались гравировкой. Белорусский экспонат не стал исключением.