Латушко: если художник не продается, не нужно закрывать его мастерскую
Елена Васильева, Sputnik.
Белорусские художница Валентина Шоба и скульптор Сергей Портенков в 2015 году покорили Париж, получив признание на престижном выставочном салоне Art Сapital. А 2 декабря в Минске можно будет увидеть картины французских художников, которые участвовали в трех последних салонах Art Сapital во Франции. Посол Беларуси во Франции Павел Латушко уверен, что такой взаимный интерес является подтверждением статуса белорусского изобразительного искусства за рубежом.
В эксклюзивном интервью Sputnik Латушко рассказал об имидже белорусского художника во Франции.
А хто там ідзе?
За полтора года больше 50 белорусских художников представили свои работы в разных городах и на различных культурных площадках Франции. Латушко извинился за пафос, но декларировал: такого уровня культурного диалога, какой начался между Беларусью и Францией сейчас, прежде не было.
"Узнаваемость Беларуси через изобразительное искусство доказывает тот факт, что в республику приезжают известные во Франции художники. Так, например, в Минск в октябре на "Осеннем салоне" были представлены работы французских художников, призеров самого известного в мире "Осеннего салона" в Париже, который проходит на Елисейских полях с 1903 года", – рассказал Латушко.
Он также отметил, что тогда же шесть работ белорусских художников, выставлялись в столице Франции. На этой престижнейшей для художников выставке Беларусь была представлена впервые, хоть прежде в "Осеннем салоне" принимали участие весьма именитые белорусы: Марк Шагал, Михаил Кикоин, Пинхус Кремень, Хаим Сутин, Осип Цадкин.
"Буквально послезавтра в Минске откроется выставка пятнадцати французских художников, рядом с которыми будут представлены работы одиннадцати белорусских мастеров, участников одного из известнейших салонов Art Сapital в Grand Pale. И все это подтверждает узнаваемость нашего изобразительного искусства во Франции", – уверен Латушко.
Любимый музей посла
Рассказывать о "лице" белорусской живописи Латушко дипломатично не стал: по его словам, если занимаешься культурными проектами, не имеешь права напрямую говорить о своих пристрастиях.
"В культуре ничего нельзя отрицать. Как-то я беседовал с одним высокопоставленным чиновником на тему искусства. Многие художники сетуют на дороговизну аренды мастерских, мой собеседник утверждал, что если художник не в состоянии содержать мастерскую, значит, его работы не востребованы, пусть продает мастерскую и занимается меняет профессию. Но сколько мы знаем примеров в мировой истории, когда художник жил в нищете, не мог продать своих картин и отдавал их за еду. А после становился великим. Не хотелось бы составлять рейтинг белорусских художников, говорить, что кто-то из них хуже, кто-то – лучше. Каждый из них гений и каждый найдет своего зрителя и, возможно, покупателя, потому что для художника и это тоже важно", – уверен посол.
За открытием в Минске новых галерей Латушко следит и тенденцию одобряет, особенно хвалит частный бизнес.
"Я знаю, что журналистам редакционная политика часто не позволяет упоминать имена компаний, благодаря которым реализовывается тот или иной проект в сфере культуры. Но я был бы рад, если бы звучали имена меценатов, которые многие проекты создают не ради рекламы самих себя. Здорово, что открываются частные галереи, что у художников появляются площадки для самореализации, которых все еще недостаточно, а государство не всегда может выделить средства на современное изобразительное искусство. Даже когда мы открывали галерею им. Савицкого, возникла дискуссия – а нужна ли городу площадка для временных экспозиций? К счастью, галерея все же открылась и сейчас понятно, что и зрителю, и художникам такие площадки необходимы", – уверен Латушко.
Он также признался, что не успевает посетить каждую новую галерею Минска – говорит, времени при посещении столицы немного, значительную его часть приходится уделять экономическим проектам. Завтра, 30 ноября, например, открывается крупный белорусско-французский межрегиональный форум, в рамках которого в Беларусь приезжают сорок французских бизнесменов. Событие посвящено сорокалетию побратимской связи между Минском и Леоном.
"Но всегда стараюсь найти время для посещения музеев – Национального художественного, Исторического музеев, с которыми мы уже создали немало проектов, Национального центра современного искусства, чьим крестным отцом, простите за нескромность, я являюсь. Но выставочных площадок Минску, на мой взгляд, все еще не хватает", – уверен Латушко.
"Art Capital: з Францыі ў Беларусь" откроется завтра у НЦСИ. Увидеть работы, которые впечатлили французов и мир, можно будет до 31 декабря.