Дневник фестиваля современной хореографии 2016 в Витебске: "Жизель"-new
На Международном фестивале современной хореографии в Витебске IFMC пока представили один большой спектакль. Гостевая программа вообще довольно урезана в 2016-ом, потому как работ, которые прошли в закрытый тур конкурса (это центральное событие витебского фестиваля), оказалось довольно много.
22 ноября "Жизель" в исполнении артистов "Киев-Модерн Балета" показали на сцене Большого театра Беларуси, спустя сутки — в Витебске. Корреспондент Sputnik Андрей Козлов побывал на спектакле.
Вместо виллис — девушки из барделя
Байкеры и гопники отрезают какую-либо связь "Жизели" XIX века от "Жизели" Раду Поклитару века XXI. А бардель и падшие девушки расставляют сюжетные акценты непосредственно в спектакле. Что же тогда здесь жизелевского? Кажется, лишь терзания отдельно взятой героини, которая в финале очень плохо заканчивает.
Раду Поклитару после того, как активно показал "Жизель" на родине своего театра в Украине, презентовал спектакль на своей творческой родине, как он любит называть Беларусь. Хореограф по-прежнему верно хранит белорусский паспорт, с тех самых пор, как работал артистом балета в Большом театре Беларуси. И танцевал тогда в том числе и в спектакле "Жизель".
Либретто написано в Голландии, что нетрудно понять
В свою интерпретацию "Жизели" Раду Поклитару смело вводит совершенно новых героев, которые будто бы оставляют зрителю лишь отголосок названия одного из самых узнаваемых балетов в мире, который был поставлен ещё в середине XIX века. Несмотря на такой трюк хореографа-постановщика, спектакль не отдаёт пошлостью. Напротив — он трогает зрителя. Сам же автор признался, что либретто "Жизели" он написал, когда находился в Нидерландах, и шутит, что журналисты после просмотра догадываются об этом сами.
"Жизель" в современной интерпретации любима мировыми хореографами. Выделяют постановки шведа Матса Эка в 1982 году и Бориса Эйфмана в 1997-ом. "Красная Жизель" Эйфмана рассказывает о трагической судьбе балерины Ольги Спесивцевой. Трагизм заключен и в постановке Раду Поклитару. Жизель проходит путь от любви до публичного дома. Ее иллюзии рушатся в тот момент, когда за любовь с ней любимый расплачивается деньгами. Финал — героиня заканчивает жизнь самоубийством, прыгая из окна.
Сутенерша, которая способна понять
"Это аллегория, окно как выход. Это дива, которая имеет свой притон. Образ был сложный, нужно было не только показать образ сутенерши, но и личность, которая понимает трагедию Жизели. Как она туда попадала, почему. Моя Мирта — стерва, но с человеческим лицом. Она ведь также была сломлена в молодости. Что сломало? Думаю, даже не разделённая любовь, а неприятие миром того, какая она есть", — пояснил исполнитель одной из главных ролей Мишель Фондю, который исполнил образ Мирты, в редакции Поклитару — образ сутенерши.
Герой балета не смог прыгнуть в окно за девушкой. "Это уже говорит о его характере, и о том, насколько он её любил", — считает Мишель.
У "Жизели", которая поставлена к 10-летию киевской труппы, есть свой меценат — Людмила Русалина. Этот спектакль стал самым дорогим для "Киев-Модерн Балета", вот только о его стоимости автор не сообщает.