Танцоры на байках. На IFMC-2016 показали радикальную версию балета "Жизель"

Источник материала:  
24.11.2016 11:29 — Новости Культуры

В Витебске вечером 23 ноября открылся XXIX Международный фестиваль современной хореографии (IFMC-2016). Зрители увидели премьеру балета «Жизель» в постановке украинского хореографа Раду Поклитару и исполнении артистов «Киев Модерн-балета».


Фото: Игорь Матвеев

Римейк «Жизели»

В этом году впечатляет гостевая программа фестиваля. «Это либо мировые хиты, либо премьеры! Проходного ничего нет», — отметила идейный вдохновитель IFMC, заместитель гендиректора Центра культуры «Витебск» Марина Романовская.

Одна из премьер — балет «Жизель» — с 32-мя артистами на сцене, музыкой Адольфа Адана, великолепными декорациями и костюмами, прическами и гримом потрясла публику накануне.

В отличие от классической версии, где Жизель — милая крестьянская девушка, Раду Поклитару поселил главную героиню в современном городе. Противостоять миру богатых и бедных в мегаполисе еще сложнее, чем в XIX веке в деревне среди гор и виноградников, где жила Жизель из легенды, пересказанной Генрихом Гейне. Поклитаровская Жизель попадает в… публичный дом: девушке некуда идти, когда мать выгоняет ее из дома.


В сюжете, который придумал киевский хореограф, есть и другие приметы современного мира. Так, возлюбленный Жизель — граф Альберт, и его невеста Батильда попадают в компанию байкеров. Кстати, мотоциклы в спектакле — без колес, они похожи на детских лошадок. Треск моторов дополняет музыку Адана. И это только часть радикальных идей Раду Поклитару.

Однако первоисточник и римейк балета объединяет несчастливый конец — и там, и там Жизель предает любимый человек и она умирает. Но зритель все равно верит в большую и настоящую любовь и восхищается силой человеческого духа.




В одном из интервью Раду Поклитару объяснил, почему решил сделать свой вариант балета, который идет на сценах известных театров мира с 1841 года: «Во-первых, я сам танцевал в этом балете на сцене Белорусского государственного театра оперы и балета. Во-вторых, там совершенно замечательная музыка Адольфа Адана. Кстати, Чайковский высоко ценил музыку Адана и считал, что это самая лучшая балетная музыка в мире. А услышать такое от Чайковского — дорогого стоит. В итоге все эти пазлы сошлись, и я решил, что «Киев Модерн-балету» пора обзавестись собственной «Жизелью».

Поклитару называет этот балет самым дорогим в своем театре, чтобы осуществить постановку, ему пришлось искать помощи у мецената. В частности, версию киевской «Жизели» видели зрители в Украине, Румынии, Молдове. Сейчас ей аплодировали в Минске и Витебске.


Конкурсанты

По фестивальной традиции в начале вечера зрителям представили главных героев IFMC — участников конкурса современной хореографии. В этом году заявки на него прислали почти 70 коллективов из 15 стран. Но видеоотбор прошли только 32 театра из Беларуси, России, Украины, Китая, Литвы, Молдовы, Польши, Швеции и Эстонии.

24 и 25 ноября пройдут закрытые туры, во время которых жюри кого-то «отсеет». В субботу, постановки тех, кто понравится судьям, увидят зрители. А в воскресенье, 27 ноября, на торжественном закрытии фестиваля, назовут имена победителей.

Призовой фонд фестиваля — 13 тысяч долларов. Пять тысяч из них получает обладатель Гран-при — если жюри решит его присудить.

Один из соискателей — хореограф из Пекина Чжан Цян. А китайские конкурсанты на витебском фестивале традиционно считаются очень сильными: они не раз увозили Гран-при. Среди них был и Чжан Цян — высшую награду конкурса он завоевал 10 лет назад, на IFMC-2006. С каким настроением он будет уезжать из Беларуси в этот раз, узнаем совсем скоро.

В этом году жюри возглавил известный балетмейстер, профессор Пекинской академии танца Сяо Сухуа. На пресс-конференции перед фестивалем ему задали вопрос: что для него самое главное в конкурсной работе? Мэтр ответил: «Идея хореографа, которая должна воплотиться в танце в очень оригинальной форме».


Участники конкурса на презентации вечером 23 ноября

На фестивале появится новая награда — «приз коллег». То есть сами хореографы выберут автора лучшей, на их взгляд, постановки. После закрытых туров все участники конкурса получат специальные карточки, с помощью которых проголосуют за наиболее понравившуюся работу.

А после субботнего концерта, на котором работы финалистов увидят зрители, специальные жетоны получат члены жюри. И тоже определятся: кто же лучший. Конверт с результатами голосования вскроют на итоговой пресс-конференции в воскресенье.

«У витебского фестиваля есть своя изюминка — чередование международного и национального конкурса. Это дает возможность нам провести смотр своих сил, соизмерить их с лучшими мировыми образцами и продемонстрировать собственные достижения», — поделился с журналистами министр культуры Беларуси Борис Светлов.

Говоря о своих зрительских предпочтениях, министр сказал, что с интересом смотрит постановки Пермского театра «Балет Евгения Панфилова» и Белорусского государственного университета культуры и искусств.


Сцена из балета «Жизель» в исполнении артистов «Киев Модерн-балета»

←мопс приютил трех котят

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика