Спектакль "Дорогой Бог!": слезы сквозь смех
Одним из самых ожидаемых гостей фестиваля "Тэатральны Куфар. БДУ — 2016" станет Московский открытый студенческий театр (МОСТ). Гости из России не в первый раз приезжают в Минск. На том же "Куфаре" спектакли театра уже удостаивались призов и дипломов.
В этом году москвичи везут в Минск постановку "Дорогой Бог!" по мотивам романа французского писателя Эрика-Эмманюэля Шмитта "Оскар и Розовая дама". Корреспондент Sputnik Лев Рыжков побывал на спектакле театра в Москве, пообщался с создателями спектакля и исполнителями главных ролей.
Двенадцать лучших дней
Роман французского писателя Э.-Э. Шмитта награжден многими литературными премиями и, возможно, даже является рекордсменом по театральным адаптациям. "Оскара и Розовую даму" ставили в театрах России и Украины. Из российских театральных постановок наиболее известен моноспектакль Алисы Фрейндлих.
Книга рассказывает о последних двенадцати днях жизни умирающего от рака маленького мальчика, которому посоветовали писать письма Богу.
По правде сказать, автор этих строк шел на спектакль с опаской. Да и кого прельстит перспектива прорыдать все выходные? Да еще и если представить, что актер (или актриса) в роли маленького Оскара будет всей силой своего таланта давить на жалость… В общем, в кармане на всякий случай был запас бумажных платочков, которых, в принципе, могло и не хватить.
Но удивление возникло уже в холле театра, где резвились маленькие дети, продавались вкусные пирожные и царила атмосфера праздника.
"Нет ли в происходящем диссонанса? Ведь в зале этим детишкам предстоит рыдать", — спросил я у художественного руководителя театра, заслуженного деятеля искусств РФ Евгения Славутина.
"Ни малейшего! У нас очень веселый спектакль", — заверил меня Евгений Иосифович, сам отдаленно похожий на доброго волшебника.
И вот тут, выражаясь театральным языком, наступила немая сцена. Я просто молчал, пытаясь уложить в голове трагизм текста и его сценическое прочтение. А Евгений Славутин хитро посмеивался.
"Мне и роман не нравится, и перевод не нравится", — продолжал шокировать автора этих строк заслуженный деятель искусств.
По мнению режиссера и то и другое — чудовищно. И он решил сделать альтернативную версию этого романа. По словам Славутина, над текстом очень основательно поработали. Пришлось ввести диалоги, не по одному разу их переписать. А также добавить юмор.
"У нас очень много юмора. А в романе юмора нет. Там все — простая мелодрама. А мы сделали чуть ли не комедию. И спектакль получился не о том, как умирает мальчик, а о двенадцати лучших днях его жизни", — добавил режиссер.
Апофеоз без надрыва
И действительно, не сочтите за спойлер, но "Дорогой Бог!" оказался одним из самых веселых спектаклей, какие автор этих строк видел в своей жизни. При этом трагическая суть никуда не делась. Несчастный мальчик, как и в оригинале, умирает. Просто те двенадцать дней, которые остались до неминуемого итога, он стремится сделать не пустыми, не посвящать их траурным монологам (как, собственно, и происходит в оригинале).
Нет! Эти дни больной Оскар проживает, что называется, на полную катушку, успевает без грусти попрощаться с друзьями, влюбиться и узнать о любви не только вкус первого поцелуя, но и гораздо более значимые вещи (психологические, не подумайте что!). Успевает помириться с родителями и совершить кое-какие добрые дела для окружающих.
Примерно три четверти зала составляли дети. Они с восторгом хлопали в ладоши, хохотали, участвовали в интерактивных играх. Ну, а в конце — плакали, как без этого. Автор этих строк, хотя и давно выработал иммунитет к слезам, тоже всплакнул. Но слезы эти были не вымучены, не выдавлены, а чисты, прозрачны и символизировали светлую печаль.
Актеров в постановке занято много. Например, труппа юных балерин. Но особо отметить надо исполнителей главных ролей. Во-первых, молодого артиста Георгия Антонова, который сыграл умирающего Оскара без слез, надрыва, заламывания рук, а справился с ролью просто, чисто и естественно. Во-вторых, и, наверное, в главных — заслуженную артистку РФ Людмилу Антонову, игравшую нянечку и сочетавшую в своей игре шутовство и неподдельный трагизм.
Аншлаговый спектакль
После спектакля я пообщался с создателями этого удивительного (чего уж там, теперь можно и так сказать) спектакля.
"Бог — это не дядька с бородой и усами, а некое начало в человеке, которое отличает его от скотины. В Москве, где спектакль идет с 2013 года, не было почти никакой рекламы. Но так получилось, что все билеты забронированы аж до октября следующего года. В Минске наш спектакль будет идти в большом зале. Это полезный опыт для нас, и шанс для белорусского зрителя увидеть аншлаговую московскую постановку", — сказал Евгений Славутин.
В Минске театр МОСТ, по словам его художественного руководителя, очень любят. В первый раз театр приехал в Беларусь в 2007 году со спектаклем "Счастливый неудачник" и получил дипломы за исполнение главной роли, режиссуру и музыку. Годом позже там же спектакль "Сирано" взял гран-при фестиваля — "Большой куфар". В последующие годы представления театра были так или иначе отмечены в номинациях. И "Дорогой Бог!" — очень серьезная заявка на победу.
Костяк театральной труппы — учащиеся и выпускники школы актерского мастерства, которая работает тут же, при театре. Обучение длится три месяца. Набор студентов происходит дважды в год, учатся они бесплатно.
"Это студенты из абсолютно разных вузов. Но мы не берем студентов из творческих вузов. Если они учится в "Щуке" (театральном институте им. Б. Щукина. — Sputnik) — зачем мне их брать? Мы принимаем людей, которые в основное время осваивают, например, физику. Но при этом у них душа горит, они хотят заниматься театром. Я и сам из таких людей, закончил в свое время мехмат", - объяснил Евгений Славутин.
Студенты, закончившие школу актерского мастерства, не получают никакого сертификата. Где-то пять человек из сорока закончивших остаются работать в театре. Исполнитель главной роли в "Дорогом Боге" Георгий Антонов — как раз из таких энтузиастов.
В основное время Георгий работает в офисе, юристом. Мечтает о сценической карьере, которую пока себе позволить не может.
"Я закончил юридический факультет во Всероссийской академии внешней торговли. Сюда поступил на втором курсе. Да так и остался. В офисе о том, что я играю в театре, знают. Руководство уже ходило на спектакль. Очень понравилось", — рассказал Георгий.
По мнению Георгия, играть в театре очень полезно. Можно научиться тому, что очень нужно для юриста. Например, умению общаться с людьми. Или умению перевоплощаться.
Исполнительница роли бабушки Розы — заслуженная артистка РФ Людмила Давыдова по-настоящему счастлива работать со студентами.
"Я студентов просто обожаю. Это чудесная компания. Здесь нет интриг, как в профессиональном театре. И поэтому очень приятно работать. У наших ребят уже есть значительные работы, в противовес большим артистам, которые почили на лаврах и про себя уже мнят бог знает что", — рассказала артистка.
Тропинка в мир
Артисты — и те, кто уже был на "Тэатральным Куфаре", и те, кто едет впервые — ждут — не дождутся встречи с Беларусью.
"В последние годы фестиваль очень сильно расширил свою географию. Приезжают театры даже из Южной Африки, высокий уровень у театра из Филиппин. Поэтому нам очень интересно посмотреть работы других коллективов, себя показать, подружиться, найти контакт. Кстати, после "Куфара" нам открылась дорога в другие страны. Мы съездили в Литву, в Испанию, в Латвию", — рассказал артист Анатолий Сафронихин, специалист театра по международным связям.
XIII Международный фестиваль студенческих театров "Тэатральны куфар. БДУ 2016" проходит при информационной поддержке Sputnik Беларусь.