В Глубокском районе хотят создать туристический маршрут по местам Игната Буйницкого
В деревне Прозороки Глубокского района энтузиасты хотят создать туристический маршрут по местам создателя первого белорусского театра Игната Буйницкого, пишет «СБ Беларусь Сегодня».
Музей Игната Буйницкого в Прозороках располагается в сельской школе: два чистых, уютных, хоть и небольших зала, современные стенды — спасибо Министерству культуры, выделившему финансирование на обустройство к Дню белорусской письменности в Глубоком в 2012 году.
Экспонатов из жизни родоначальника профессионального белорусского театра сохранилось немного, мемуаров и тех, считай, нет: не до того было вечно гастролирующему Буйницкому, не нашлось времени в его наполненной, активной жизни, чтобы сесть у камина и предаться размышлениям о собственной значимости.
Спроси сегодня у случайного прохожего на улице, кто такой Буйницкий — хорошо, если один из десяти что-то припомнит. Кто-то, быть может, сопоставит факты: именем этого человека названы улица и переулок в минском микрорайоне Восток, недалеко от Слепянского водохранилища, а значит, какую-то роль в нашей истории он сыграл. Но какова эта роль, не всякий без помощи интернет-поисковиков разберется.
Уроженец фольварка Полевачи, отпрыск шляхетского рода Игнатий Тарквиниевич Буйницкий (которого почему-то упорно называют Терентьевичем) по профессии был землемером, а по духу — истинным человеком театра. Свою театральную труппу, в которую входил сам и две из его многочисленных дочерей — Ванда и Елена, содержал на собственные средства. Сам ставил спектакли, вместе с дочерьми разучивал и представлял белорусские песни и танцы.
Именно благодаря Буйницкому — неутомимому собирателю фольклора — народная культура Беларуси обретала известность и популярность в Вильнюсе, Санкт-Петербурге, Варшаве — везде, куда добиралась с гастролями его труппа. Выпускались даже открытки с фотографиями танцующего «Лявонiху» или «Мельник» Буйницкого с дочерьми, наряженными в белорусские народные костюмы, — некоторые из почтовых карточек можно увидеть в прозорокском музее. Янка Купала, Якуб Колас, Змитрок Бядуля, Элиза Ожешко, Тетка — все они любили и знали Игната Буйницкого. Алоиза Пашкевич читала свои стихи в его театре.
Обидно, что блестящий современник наших классиков сегодня известен незаслуженно мало.
Дмитрий Грайчонок, один из авторов проекта «К истокам белорусского театра», об Игнате Буйницком впервые услышал, попав по распределению в Прозорокский детский сад — среднюю школу Глубокского района, носящую имя театрального деятеля, в качестве учителя математики:
— Беларусь дала миру немало выдающихся людей, имена многих из них сегодня на слуху. Но про Буйницкого, создавшего «Первое товарищество белорусской драмы и комедии» в Минске, из которого вырос впоследствии Национальный академический театр имени Янки Купалы, разве что специалисты помнят.
Несправедливо, решили педагоги прозорокской школы, и на базе своего музея (к слову, единственного в Беларуси) разработали проект, призванный не только сберечь наследие Буйницкого, но и популяризировать его:
— Пробовали искать инвесторов, но безуспешно. Так что выходим теперь на республиканский конкурс «Гений-стартап», который проводит Министерство культуры, — рассказывает Марина Дударенок, педагог-организатор школы и экскурсовод музея. — Проект задумали молодые учителя — Дмитрий Грайчонок, Анастасия Кухто и Александра Кондрацкая. Я, как человек, многие годы занимающийся музеем, и директор школы Ольга Рудько оказываем поддержку, консультируем.
Идея простая: организовать туристический маршрут по местам жизни Буйницкого и открыть в деревне заезжий двор «У Игната», где смогут остановиться туристы.
— Мы разработали экскурсионный маршрут «Дорогами Игната Буйницкого», в который входит посещение его могилы и экскурсия по нашему музею, кладбище в селе Полевачи, где Буйницкий был похоронен ранее (его прах переносили дважды), — делится планами Марина Дударенок. — Есть возможность внести в маршрут и посещение могилы отца Буйницкого в деревне Острово — от его усадьбы остался лишь фундамент да старые липы, но могила цела, с учениками потихоньку приводим ее в порядок.
Если рассуждать логически, то включить поездку по свежему турмаршруту в культурную программу окрестных агроусадеб и предложения турагентств Глубокого и Полоцка труда не составит. Посетители и так приезжают в Прозороки «самотеком»: кто-то отдыхает неподалеку и решает посетить деревню, что-то прослышав о музее, а те, кто в теме, едут специально на поиски следов Буйницкого.
— Иногда приезжают целыми группами, а остановиться им негде, — сетуют авторы проекта. — Летом были велосипедисты из Могилева, так мы их устраивали ночевать прямо в классах, они захватили с собой спальные мешки. Но, согласитесь, это не те условия, которые могут привлечь туристов! Особенно если речь идет о зарубежных гостях — а нас, случается, навещают соседи из Прибалтики.
Выстраивать посреди чиста поля задуманный педагогами культурный центр с несколькими гостиничными номерами не придется: в Прозороках пустуют сразу два подходящих здания — 4-квартирный дом (здесь хватило бы места и для приема гостей, и для размещения ремесленников, и для мастер-классов по белорусским танцам, которые собираются проводить прозорокцы), и бывший детский сад. Дети (малышей в деревне не так много) перебрались в школу, там для них создали условия, а опустевший садик вполне годится для воплощения идеи.
Авторы проекта оценивают здания по-разному — в основном с точки зрения возможного финансирования: больше средств — больше возможностей, меньше денег — что ж, по одежке протягивай ножки. В чем сельские педагоги убеждены, так в том, что необходимо сохранить память об Игнате Буйницком. И в отсутствие финансовых поступлений извне не жалеют на это собственных средств.
Радует, что не только среди театроведов есть люди, которым небезразлична посмертная судьба Буйницкого. Печалит, что память о нем увековечена явно недостаточно. Да, именем родоначальника белорусского театра названо несколько улиц в Минске, Молодечно, Вилейке и других городах. Памятник работы народного художника скульптора Ивана Миско установлен на могиле Игната Буйницкого в Прозороках еще в 1976 году. Бюст — в городе Глубоком. Вот, собственно говоря, и все.
В этом году отмечается 155-летие «искреннего сына Матери-Беларуси», как писали когда-то в некрологах. И очень хочется верить, что проект прозорокских энтузиастов рано или поздно получит поддержку, которой заслуживает.