Миллионы евро инвестиций и толпы туристов. Как Вроцлав стал Культурной столицей Европы 2016
В этом году «Культурными столицами Европы» стали польский Вроцлав и испанский Сан-Себастьян. Журналист TUT.BY побывал в столице Нижней Силезии и узнал, почему Вроцлав удостоен высокого статуса и как последний влияет на жизнь горожан.
О том, что столица Нижней Силезии получит это почетное звание, стало известно еще в 2011 году. Тогда на последнем этапе конкурса Вроцлав обошел другие польские города: Гданьск, Катовице, Познань, Люблин и Варшаву. Любопытно, что постановщиком церемонии инаугурации Вроцлава стал Крис Болдуин, автор шоу открытия Олимпийских игр в Лондоне.
Первая «Европейская столица культуры» была выбрана 31 год назад для обмена культурным наследием между странами Европы и их жителями. За это время «столицами» становились более 40 городов. В качестве поддержки частные организации и мэрии получают дополнительное финансирование, которое позволит отремонтировать и отреставрировать объекты культуры. Например, в 2001 году в Порту был построен Дом музыки, ставший одной из главных достопримечательностей португальского города.
По статистике ежегодно Вроцлав посещают около трех миллионов туристов. На проведение мероприятий, которые увеличат эту цифру вдвое, из бюджета Евросоюза и городской казны было выделено около 50 миллионов евро. По плану эти деньги должны стать и долгосрочной инвестицией в развитие города.
Определяющую тему всех мероприятий мэрия определила как «идентичность». Ведь Вроцлав исторически является особым городом для поляков, немцев и чехов.
До 1335 года Вроцлав был польским городом. Дальше несколько сотен лет за него боролись немцы и поляки. В результате в 1945 году он находился под протекторатом Германии и назывался Бреслау. После Второй мировой войны город, разрушенный более чем наполовину, пришлось создавать себя заново. При этом немецкое население бывшей столицы прусской провинции Силезия было депортировано в Германию или превратилось в беженцев. На их место переселились новые жители из окрестностей Волыни, Львова, Вильнюса и других территорий, которые после войны окончательно отошли к Советскому Союзу. Если в августе 1945-го немецкое население города составляло 189 тысяч человек, а польское — 17 тысяч, то через 20 лет немцы являлись городским меньшинством и насчитывали одну тысячу человек. Не удивительно, что население города, которое практически полностью изменилось, долгое время не ощущало Вроцлав «родным».
По этой причине статус Культурной столицы Европы предусматривал проведение мероприятий, которые должны были познакомить граждан с культурой Нижней Силезии. А также привить гордость за ее достижения.
О тысячелетних взаимоотношениях между поляками и немцами рассказывают металлические таблички на аллее рядом с костелом Святой Клары. Плиты с памятными датами вмонтированы через каждый метр. Из них можно узнать о всех важных для города событиях: от его основания в Х веке, завоевания татаро-монголами, прусским королем Фридрихом Великим, французской армией Наполеона — до приезда Иоанна Павла II, проведения матчей Евро 2012 и получения статуса «Культурная столица Европы».
Жители Польши не любят вспоминать о социалистическом прошлом страны. Поэтому на аллее есть лишь одна табличка, относящаяся ко временам Польской народной республики — там имеется дата 1980 и надпись «Solidarnosc».
Зато можно встретить сотни бронзовых гномов, которые стали одним из символов города. Их начали устанавливать в 2001 году. Сейчас в разных частях Вроцлава можно насчитать около трехсот маленьких скульптурок.
Несмотря на сказочность образа, вроцлавские гномы не являются родственниками ирландских леприконов, а имеют вполне реальные прототипы. Их предыстория — в символике подпольной художественно-политической группы «Оранжевая альтернатива», действовавшей в 1980-х в нескольких польских городах. Активисты старались показать абсурдность того, что коммунистические власти помпезно празднуют различные даты, и продемонстрировать пустоту их лозунгов.
Самая известная акция под названием «Митинг гномов» состоялась 1 июня 1987 года, когда приверженцы «оранжевых» раздавали горожанам листовки с просьбой прийти на главную площадь Вроцлава в костюмах гномов или оранжевых колпаках. В назначенное время собрались десятки сказочных персонажей и вскоре милиция начала их арестовывать. К сотрудникам правопорядка присоединились «гномы», которые незадолго до этого вступили в добровольный резерв гражданской милиции. «Гномы"-дружинники хватали других «гномов» и тянули их в автозаки. Когда машины были заполнены, снаружи оставалось еще много «гномов», которые требовали увеличить число посадочных мест.
Как позже комментировал акцию ее организатор польский художник Вольдемар Фридрих, ее успех обеспечила абсурдность: «Ты не можешь серьезно относиться к полицейскому офицеру, который во время допроса спрашивает: „Почему вы приняли участие в незаконном митинге гномов?“». Самой «Оранжевой альтернативе» в городе установлен отдельный памятник.
Во время прогулки по Вроцлаву нельзя не заметить любовь местных жителей к маленьким деталям и скульптурам. Возле Вроцлавского университета стоит памятник с фонтаном, который местные называют «Голый студент» или «Голый фехтовальщик». Он был установлен в 1904 году. По легенде, молодой студент по имени Хуго приехал в Бреслау учиться на скульптора. Здесь он познакомился с местными студентами, которые предложили ему выпить пива в одном из самых старых пивных ресторанов города «Piwnica Swidnicka», открывшемся в 1275 году. После посиделки за счет Хуго компания переместилась в квартиру к одному из студентов, где он проиграл не только деньги, которые получал от родителей, но и все части гардероба кроме шпаги. Спустя время известный немецкий скульптор Хуго Ледерер установил памятник как напоминание студентам, чтобы они поменьше увлекались выпивкой и азартными играми, а больше думали об учебе.
С присоединением Польши к ЕС в 2004 году, Вроцлав с населением в 630 тысяч человек стал вторым финансовым центром страны. Бурный экономический рост позволил практически полностью отреставрировать исторический центр. При этом власти сделали всё, чтобы сохранить городские легенды, возраст которых насчитывает сотни лет.
Одна из них связана с Кафедральным собором Иоанна Крестителя, расположенном на Тумском острове. Местные жители в шутку называют его маленьким вроцлавским Ватиканом. На месте, где был основан город, сейчас находятся пять костелов, 10 монастырей, дома духовников, два вуза и резиденция вроцлавского митрополита.
На левой башне собора Иоанна Крестителя на высоте 15 метров можно обнаружить каменную голову молодого человека с раскрытым в ужасе ртом. По легенде, он был учеником местного ювелира и влюбился в его дочь. Когда ученик захотел на ней жениться, мастер не дал согласия, ведь молодой человек был беден. Тогда юноша попросил отсрочку на год, чтобы разбогатеть. Через какое-то время он вернулся и бросил мастеру большой мешок, полный золотых изделий. Среди них ювелир заметил обручальное кольцо, которое он собственноручно сделал своей жене. Та была ограблена и убита, когда гуляла по лесу. Ювелир понял, каким образом ученик разбогател, и решил утром высказать свои подозрения городскому совету. Ученик не стал ждать утра, поджег дом мастера и побежал в кафедральный собор, чтобы с высоты наслаждаться его несчастьем. По легенде юноша окаменел, а его голова стала напоминанием того, каким путем нельзя приходить к богатству.
Еще одна достопримечательность Вроцлава — пятизвездочный отель «Монополь», который был открыт в 1892 году. За роскошное убранство номеров его называли «жемчужиной Нижней Силезии». Балкон, нарушающий архитектурный ансамбль, был пристроен к зданию в 1937 году к приезду Гитлера, который выступал с него в честь открытия крупномасштабного немецкого фестиваля спорта. В конце Второй мировой войны часть здания была серьезно разрушена и восстановлена в 1961 году. Позже в нем останавливались Илья Эренбург, Михаил Шолохов и Пабло Пикассо, который, ожидая обед в ресторане отеля, нарисовал на салфетке одну из своих знаменитых голубок. Рядом с отелем установлены временные стенды с известными людьми, жившими или работавшими во Вроцлаве и оставившими свой след в мировой истории. Среди них лауреаты Нобелевских премий Фридрих Бергиус, Эрвин Шредингер, Отто Штерн, Макс Борн, Ханс Георг Демельт и другие.
В качестве «Европейской столицы культуры» в 2016 году власти и жители Вроцлава провели около тысячи мероприятий в сфере культуры. Среди главных событий — крупный Международный джазовый фестиваль, Европейский песенный фестиваль и масштабный театральный фестиваль Theatre Olympics. К тому же в этом году ЮНЕСКО присвоил Вроцлаву звание Всемирной книжной столицы. Летом на площади Свободы перед 25 тысячами зрителей выступил Дэвид Гилмор с симфоническим оркестром, а до него Эннио Морриконе дал аншлаговый концерт во вроцлавском Зале столетия.
Мероприятия продлятся до начала января, пока статус не перейдет к датскому Охрусу и кипрскому Пафосу.