Нос Давыдько, песня от жены министра и "очумелые ручки": открылся кинофестиваль "Лістапад"
Церемония открытия 23-го Минского международного кинофестиваля «Лістапад» прошла 4 ноября. Уже третий год подряд торжественная часть проводится в столичном кинотеатре «Москва». Правда, в этот раз — с красной дорожкой.
Два года назад «Лістапад» перебрался из помпезного Дворца Республики в более скромную «Москву» и отказался от красной дорожки. «Каждый год были нарекания, что фильм открытия и церемония открытия проходят в другом месте и не все на нее попадают. Поэтому мы решили изменить формат и ориентироваться на европейские фестивали, делая акцент на программе форума», — объясняла выбор площадки и новую концепцию первый заместитель министра культуры Ирина Дрига. По сравнению с прошлым годом площадка не изменилась, а вот дорожку решили вернуть.
Правда, белорусам не стоит переживать относительно дополнительных финансовых трат. Дорожку никто не стелил. Ступеньки между первым и вторым этажом кинотеатра «Москва» всего лишь подсветили в красный цвет. Впрочем, большинство белорусских селебрити — режиссер Александр Ефремов с супругой Валерией Арлановой, телеведущая Светлана Боровская, звезды Купаловского театра Николай Кириченко и Арнольд Помазан — появились на «дорожке» задолго до начала церемонии, когда зрителей еще не было. Поэтому на практике их «проходка» свелась к фотосессии для фотокорреспондентов.
Впрочем, отдадим должное стилю и вкусу белорусских звезд. Например, Анастасия Боброва, звезда спектакля «Камера, которую дала мне мать», вызвавшего такие дискуссии среди комментаторов TUT.BY, порадовала зрителей стильным черным платьем с открытой спиной.
Как всегда, выделялась красавица Валерия Арланова (в финале церемонии был показан ролик с кадрами с прежних «Лістападов» — Арланова каждый раз демонстрировала разный образ), а также актер и каскадер Геннадий Четвериков, который перенял моду Михаила Боярского и пришел на открытие в черной шляпе.
Самые горячие аплодисменты достались актрисе Марине Денисовой. «О, Денисова со своим фан-клубом», — тут же прокомментировал ситуацию Георгий Колдун, один из ведущих церемонии. Кроме того, особенно горячие аплодисменты заслужили Владимир Мищанчук, Ирина Нарбекова и другие актеры Театра-студии киноактера. Этот коллектив дает спектакли именно в этом кинотеатре, так что сотрудники «Москвы» поддерживали своих любимцев.
В то время как звезды позировали перед фотокорреспондентами, обычные зрители постепенно осваивали пространство кинотеатра. Справа от входа располагалась точка «Белкниги», где можно было купить книги о Сергее Эйзенштейне, Ингмаре Бергмане, Мэрилин Монро и Софи Лорен. Слева от входа работал мини-буфет. Пирожное «Одуванчик» стоило 56 копеек, бутерброд с ветчиной и сыром — 1 рубль 27 копеек, шашлык из свинины — 4 рубля 35 копеек. Рядом с ними на прилавке можно было увидеть привет из 90-х: кока-колу, а также батончики «Сникерс» и «Баунти». Те, кто подкрепился дома или был равнодушен к книжной продукции, поднимались на площадку между вторым и третьим этажами. Там разместилась сцена, где свои композиции исполняла кавер-группа Apple tea.
Сама церемония началась туристическо-патриотическим, но при этом стильным роликом. На экране лазерными лучами изображали достопримечательности Минска: Верхний город, Троицкое предместье, «ворота Минска» (дома напротив железнодорожного вокзала), Национальную библиотеку и фасад кинотеатра «Москва».
После ролика зрителям показали, пожалуй, самую эффектную, просто фантастическую композицию. В абсолютной темноте на сцену вышли актеры пластического театра «Руки». Неоновый свет освещал только их перчатки. С помощью рук они составляли слова «Беларусь», «Минск», «Листопад» и «Навстречу вдохновению» (так в этом году звучит слоган форума).
Затем на сцену вышли ведущие церемонии Вера Полякова и Георгий Колдун. Первой они пригласили на сцену вице-премьера Наталью Кочанову, которая зачитала приветствие от Александра Лукашенко, а также объявила лауреата специального приза президента Беларуси «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве». Им стал Геннадий Овсянников, звезда Купаловского театра. Когда народный артист Беларуси и СССР вышел на сцену, зрители на секунду замолчали. «Гул затих, я вышел на подмостки», — мгновенно сымпровизировал Овсянников, процитировав Пастернака, чем вызвал овацию зала.
Озвучив благодарности спонсорам и посмотрев на новый номер от пластического театра «Руки», ведущие решили пошутить. Напомнив собравшимся в зале, что логотип фестиваля украшает золотой листик с профилем человека, они стали гадать, кто же стал его прототипом. По мнению Георгия Колдуна, это был Геннадий Давыдько, руководитель Белтелерадиокомпании, который «внимательно наблюдает за всей организацией программы фестиваля». Но Вера Полякова не согласилась с коллегой. На ее взгляд, нос Давыдько совершенно не похож на нос человека, изображенного на логотипе. «Мне кажется, что это не Давыдько, а наш зритель, — добавила Полякова. — Ведь одной из самых важных наград на фестивале является приз зрительских симпатий».
Как отыгрался Геннадий Брониславович за такой своеобразный троллинг со стороны жены министра иностранных дел, стало ясно позднее. А пока началось представление программы фестиваля. Сначала со сцены показали отрывки из всех киноработ, представленных в каждой из тематических секций (документальное кино, игровое кино, национальный конкурс, конкурс для детской и юношеской программы «Лiстападзiк»), представляли биографии жюри, вызывали их на сцену и после аплодисментов отпускали назад в зрительный зал. Все это перемежалось паузами. Во время одной из них, например, с песней «Гэта зямля» выступила группа Navi. Нужно ли было так детально представлять каждую работу — большой вопрос, ведь в результате церемония оказалась чрезвычайно затянутой, а микроотрывки из фильмов менялись словно картинки в калейдоскопе.
Финал церемонии украсили два ярких момента. Вначале Вера Полякова исполнила песню «Куда уходят настоящие мужчины», посвятив ее памяти актера Ростислава Янковского и кинорежиссера Виктора Турова. Уже на первых словах зал встал.
А в самом конце на сцену вышел Геннадий Давыдько. Руководитель Белтелерадиокомпании публично посетовал на «неспешный ритм церемонии», демонстративно повернувшись к Поляковой и Колдуну, и кокетливо добавил, что его пригласили сюда лишь разбить тарелку — обязательный ритуал, символизирующий открытие фестиваля. После этого Давыдько рассказал байку о Ростиславе Янковском, которому по незнанию купили для одной из церемоний дорогую немецкую небьющуюся посуду. Но Ростислав Иванович сотворил чудо — с третьей попытки разбил ее о штатив и открыл фестиваль. Самому Давыдько чудеса совершать не понадобилось.
Тарелка разлетелась с первого удара, а 23-й «Лістапад» объявили открытым.