"В гинекологическом кресле был? О чем нам разговаривать?" Как Минск посмотрел спектакль о вагине
TUT.BY сходил на постановку «Камера, которую мне дала мать», которую уже успели назвать самой скандальной премьерой минского сезона.
На первый взгляд, спектакль действительно только «про это». Согласно сюжету, вагина главной героини Кейсен внезапно и без объяснений начинает болеть… После спектакля у режиссера Дариуша Езерского спросили, почему он взялся именно за эту тему. «Женщины мне более интересны, чем мужчины, — рассмеялся Дариуш. — Если серьезно, то все началось с книги Сюзанны Крейзен (американская писательница, по чьему произведению поставлен спектакль. — TUT.BY). Когда я ее прочитал, то понял, что мы очень мало знаем о наших партнершах».
Действительно, тематика спектакля во многом «женская». По сюжету, никто из специалистов (гинеколог, терапевт и даже придуманный «вульволог») не может помочь главной героине. «Камера, которую дала мне мать» — моноспектакль. Поэтому актриса Анастасия Боброва сама разыгрывает диалоги с медицинскими «светилами», которые предлагают женщине избавиться от боли то с помощью чайного настоя, то с помощью кислоты, которой травят тараканов. Эти сцены решены в фарсовом ключе. В зале преобладают женщины, они же больше смеются над шутками. «Вам, мужчинам, это не понять, — говорила в кулуарах своему спутнику одна из зрительниц. — Ты в гинекологическом кресле был? Нет? Так о чем с тобой разговаривать?».
Секс главной героини со своим бойфрендом становится все более и более болезненным, а оттого — крайне дискомфортным. Ее парень (кстати, плотник по профессии) воспринимает это как женские капризы. А может, у его девушки появился кто-то другой?
Любопытно, что в день премьеры Анастасия Боброва встретила свою подругу. «Слово за слово, она рассказала мне историю своего первого брака. Это была абсолютно та же история, которую я сыграла, — призналась Боброва на обсуждении после спектакля. — Любимый мужчина — выходила замуж по любви. Точно так, как моя героиня, ходила по всем врачам. Так, как и Кейсен, говорила „мне больно“. Ее мужчина тоже старался понять, но при этом говорил, что „ему надо и хочется“. Потом родственник посоветовал купить ей пластиковый пенис в секс-шопе. Чтобы разрабатывать… (схожий эпизод присутствует в спектакле. — TUT.BY). Муж купил его ей и подарил».
«У нас с детства не воспитывают культуру принятия себя, — продолжает Боброва. — Стыдно говорить о каких-то вещах, стыдно произносить слово „секс“. Когда молодые парень и девушка поженились, ей стыдно говорить…». Дальше актриса замолкает, и ее монолог продолжает одна из зрительниц: «Стыдно сказать «больно», «не хочу», «не нравится».
На обсуждении спектакля польский режиссер Дариуш Езерский признался, что предоставил актрисе большую свободу и многое фактически отдал ей на откуп. Действительно, режиссера и его собственного взгляда на историю, рассказанную Сюзанной Крейзен, в спектакле зачастую не было видно. Еще до премьеры Езерский признавался, что от идеи спектакля до ее воплощения прошло семь лет. Иногда казалось, что исполнительница главной роли (которую выбрали через кастинг в 2016-м) провела все это время в напряженном ожидании, а потом наконец-то сыграла роль своей мечты. Во многих эпизодах эмоции Кейсен «зашкаливапи», это был эмоциональный крик женщин, чьи проблемы наконец-то озвучили со сцены.
Но зрители все равно остались очень довольны. Одна из театралок похвалила белорусскоязычный текст (переводчик Елена Ласевич) и заметила, что текст на мове звучал даже более мягко, чем по-русски (согласитесь, слово «похва» не вызывает таких ассоциаций, как ее русский аналог «вагина»). Другая восторженная зрительница предложила показывать спектакль на большей площадке — например, на сцене концертного зала «Минск». «Давайте тогда на стадионе „Динамо“», — иронично прокомментировали в зрительном зале. Возможно, Дариуш Езерский услышал это предложение, потому что вскоре с юмором озвучил его сам.
В финале спектакля героиня расстается со своим парнем, и ее боль практически исчезает. «Твая похва — гэта твае стасункі», — говорит ей одна из подруг. В конце концов Кейсен понимает, что отношения, которые она считала нормальными, такими вовсе не являются. Что ее бойфренда интересовал только секс. Впрочем, чтобы успокоить читателей-мужчин, добавлю, что при знакомстве сексуальные желания исходили именно от Кейсен. Поэтому после часа зашкаливающих эмоций героиня сама избавляется от многих стереотипов и обретает долгожданную гармонию между духовным и физическим. Возможно, со стороны такой резкий переход выглядел немного нравоучительно. Но, может, он поможет кому-то из зрителей-мужчин посмотреть на партнершу иначе (разумеется, если она сумеет заманить его на спектакль).
Ближайшие показы пройдут в Национальном центре современных искусств 29 и 31 октября, 1, 11, 12 и 28 ноября.
Спектакль «Камера, которую дала мне мать» станет первым в проекте «HomoCosmos». Это будет серия театральных постановок, центральная тема которых — человек, его тело и поиск себя в пространстве и времени. Так, в конце января 2017 года состоится премьера спектакля «Грудь» по мини-роману Филиппа Рота, лауреата Пулитцеровской премии и одного из претендентов на Нобеля.