Реконструкторы планируют воссоздать освобождение Бреста

Источник материала:  
25.10.2016 10:02 — Новости Культуры

«Бьется в тихой печурке огонь…», — льется негромкая композиция из старинного репродуктора на сосне, запах дыма, урчание старых военных машин и мотоциклов… 21−22 октября в лесу под Брестом происходило что-то похожее на съемки фильма. Солдаты рабоче-крестьянской Красной Армии грели автомобили, раскладывали костер, устанавливали пушку и тащили полевую кухню… Где-то в другой стороне готовились к бою рядовые и офицеры вермахта, пишет «Вечерний Брест».


Военно-исторический клуб «Брестская крепость» организовал двухдневный учебно-тренировочный полевой выход. Он был посвящен освобождению Бреста, а также в целом белорусской наступательной операции «Багратион». У руководства клуба есть задумка в предстоящий День города, 28 июля, организовать в Бресте полномасштабную реконструкцию данного события. Наподобие той, что проводится ВИК «Гарнизон» и всеми заинтересованными на рассвете 22 июня в Брестской крепости. Но только уже на победную тематику.

ВИК «Брестская крепость» уже два года объединяет энтузиастов, интересующихся историей Первой и Второй Мировых войн. Клуб действует на базе продюсерского центра «МНБ капитал групп» и с самого начала ассоциирует себя как «реконструкторы на колесах». В первую очередь благодаря имеющимся уникальным образцам восстановленной военной техники. Вот и на этот раз на полигон «Брестский» вышли уникальные модели, пригодные пройти внушительные расстояния. Так и хотелось сесть за руль каждой.


Реконструкция обороны Брестской крепости. 2015 год

Например, артиллерийский тягач Dodge. Это американский «вездеход» компании Chrysler. Под маркой Dodge и ныне выпускаются легковые авто, пикапы, внедорожники и коммерческие автомобили. Или американский армейский автомобиль повышенной проходимости времен Второй мировой войны — Willys MB (Виллис). Его «брат» по внешнему виду — советский военный полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-67 с упрощенным открытым кузовом. Правда, имел только вырезы вместо дверей.

И, конечно же, автомобили и мотоциклы ЗИС — завода имени Сталина с филиалами в разных городах СССР. Состоит на «вооружении» в клубе и ЗИС-5 («трёхтонка») — советский грузовой автомобиль грузоподъемностью 3 тонны. Между прочим, второй по массовости, после ГАЗ-АА (полуторки), грузовик Красной Армии 1930−40-х годов. А чем не реликвия — 76-ти миллиметровая дивизионная пушка образца 1942 года?! Кстати, до сих пор состоящая на вооружении в некоторых армиях мира. Вся эта техника на ходу, благодаря активистам клуба и директору ЗАО «МНБ капитал групп» Геннадию Павловичу.

— Главное для нас — испытать эмоции, погрузиться в ту историческую эпоху. Хотя бы приблизительно понять, что чувствовали наши отцы, деды и прадеды во время войны, какие испытывали тяготы полевой и окопной жизни, — рассказывает зампредседателя военно-исторического клуба «Брестская крепость» Дмитрий Можейко. — Все образцы техники очень ценны для нас, и я не могу выделить какую-то одну.

По словам собеседника, учебно-тренировочные полевые выходы необходимы для членов клуба, их четкого взаимодействия. А главное — подготовки и проведения первой в Бресте зрелищной полномасштабной военно-исторической реконструкции Дня освобождения — 28 июля. Такого еще не было. В обязательном порядке задействуют все имеющиеся раритеты и артиллерийские расчеты. Поэтому сейчас, что называется, вживаются в роль — устанавливают палатки в лесу, используют исключительно аутентичное обмундирование, снаряжение и предметы быта военного времени.

…Около костра солдаты потягивали чай из разнотравья, носили ящики с «патронами», готовились к учебному бою. «Пока не началось», участник клуба из Кобрина Василий Антончик протирал мотоциклы после дождя. Двухколесные «трофеи» военного времени — его большая слабость. Находит где только можно и восстанавливает. Может говорить о мотоциклах бесконечно долго, сравнивать советские образцы с немецкими и теми, что присылали союзники.

— Начиналось все в конце 90-х, — говорит энтузиаст-мотоциклист. — Найти целую «машину» было трудно. Собирал по крупицам: где-то отыскивал «раму», где-то двигатель, все складывал в гараже. Спустя время, дело дошло до восстановления. До последнего винтика, ставлю запчасти только «родные», современных не использую. Думаю, по всей Беларуси мотоциклов такого класса наберется не более двух десятков. А с годами становится все меньше.


Реконструкция обороны Брестской крепости. 2015 год

Самый распространенный из сохранившихся и представленных — советский тяжелый мотоцикл М-72. Выпускался крупной серией с 1941 по 1960 год на многих заводах от Москвы до Киева. Первоначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 1950-х годов не поступал в свободную продажу. К слову, развивал скорость до 110-ти км/час. На него устанавливали минометы и иное стрелковое оружие.

Поддержать брестских коллег прибыли на полигон реконструкторы из Гомеля, Могилева, Бобруйска, Борисова. В мирной жизни пожарный, Юрий Лупиненко здесь — старшина военно-исторического клубного объединения «Честь мундира» (г. Гомель). Рассказал, что уже бывал в Бресте по приглашению ВИК «Гарнизон». С такими же энтузиастами ездит на профильные мероприятия в Россию и дальнее зарубежье. В Гомеле клуб участвует в торжественных мероприятиях на День Победы и реконструкции событий, предшествовавших освобождению города. Гомельчанам «повезло» — им достался пулемет Максим. На практике оружие оказалось непростым в использовании даже для современного человека. А вес в 27,2 кг и вовсе требует атлетической выносливости.

Потом завязался бой. С громкими взрывами, пиротехникой и максимально исторической правдой. Насколько это возможно сегодня. Наши, как известно победили, освободив свою территорию, а немцы ретировались в направлении Польши. К бойцам Красной Армии присоединилась съемочная группа белорусско-российских киношников, снимавшая фильм в крепости. Для вдохновения! Получился незабываемый день для всех.

… По дороге домой ретротехника на фоне джипов смотрелась как-то несуразно. А может даже привлекательно. Говорят, что в ней привлекает не скорость, а история. И с этим нельзя не согласиться.

←Новый сезон "Ходячих мертвецов": поклонники в шоке

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика