Cкандал в Самарском театре: актеры выступили против своего белорусского руководства
В распоряжении самарского издания «СитиТрафика» оказалась копия анонимного письма работников Самарского театра оперы и балета, в котором они выступили против своего руководства. TUT.BY разобрался, чем самарцам мешают гости из Минска и сколько белорусам платят в России.
Ведущие позиции в Самарском театре занимают люди, связанные с Беларусью. В 2011 году главным дирижером стал наш соотечественник, маэстро Александр Анисимов (параллельно он является главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь). C 2014 года главный режиссер театра — Михаил Панджавидзе, последние шесть лет он занимает аналогичную должность в Национальном театре оперы и балета Беларуси.
Михаил Пандажвидзе, с которым связался TUT.BY, уточнил, что письмо написали уволенный начальник отдела, несколько режиссеров и дирижеров. «В театре всегда все недовольны. Все уверены, что несостоятельность — результат интриг со стороны более удачливых партнеров, что все занимают их место, — говорит Панджавидзе. — С появлением в Самаре меня и Анисимова их мечты возглавить театр рухнули. Профессионально они беспомощны, поэтому пишут лживые подметные письма».
Все обвинения в свой адрес Панджавидзе отверг. Так неназванные сотрудники театра утверждают, что профессиональный уровень труппы падает, в театре «полностью отсутствует какая-либо программа развития». Как утверждает Панджавидзе, в последние годы Самарский театр наоборот переживает взлет. Впервые в своей истории он выступил на престижнейшем российском фестивале «Золотая маска», ездил на фестиваль в Таиланд.
По версии работников театра, «чтобы сделать „красивый“ отчет и показать заполняемость зала, отдел продаж распространяет билеты по крайне низкой цене, либо бесплатно, билеты уцениваются и пробиваются в отделе продаж, а потом уничтожаются». В ответ режиссер рассмеялся и предложил TUT.BY самим поехать в Самару. «Попробуйте найти лишний билет», — прокомментировал он.
Одно из обвинений, прозвучавших в письме, непосредственно касалось белорусов. По словам авторов письма, «к постановкам регулярно привлекаются приглашенные артисты с гонорарами в сотни тысяч рублей, тогда как в театре для некоторых спектаклей имеется даже двойной состав своих исполнителей». Между тем в Самаре неоднократно выступали ряд солистов белорусской оперы, в том числе Станислав Трифонов, одна из главных звезд минской труппы. «Да, самарская труппа неплохая, — комментирует Панджавидзе, — но в реальности в театре не хватает целого ряда голосов. Нет крепкого тенора, драматического сопрано, а также целого ряда исполнителей на конкретные партии».
Михаила Панджавидзе обвинили в том, что он «реализовывает свои проекты, которые не пользуются популярностью у самарской публики, занимается исключительно новыми постановками, не занимаясь труппой, репетиционной деятельностью и вводами новых исполнителей». «По большому гамбургскому счету я никому ничего не должен, — возмущается Панджавидзе. — У нас что, учебный комбинат? Я занимаюсь труппой и воспитываю ее на своих спектаклях. Мне что, заниматься вводами? А для чего очередные режиссеры и дирижеры? Давайте всех разгоним, уволим, отдадим мне их зарплату, и я буду заниматься всем».
В письме фигурировали и конкретные суммы. Утверждалось, что за постановки двух опер, концерта, «даже не вошедшего в репертуар», и детской одноактной оперы Панджавидзе получил 1 697 000 рублей (около 27 тысяч долларов). Впрочем, одно из обвинений уже звучит абсурдно. Концерты никогда не входят в репертуар и обычно показываются один раз (в данном случае, к юбилею театра). «Это не предмет публичного обсуждения», — возмутился Панджавидзе, но все-таки согласился прокомментировать эту ситуацию. По его словам, в реальности за два с половиной года он поставил три «взрослые» оперы: «Волшебную флейту», «Снегурочку» и «Пиковую даму». «Поверьте, это не такие большие деньги», — говорит Михаил Панджавидзе. По словам режиссера, в Самаре он работает за мизер. Когда находится в Минске, пишет заявление за свой счет, дорогу оплачивает себе сам.
Заметим, что в российском профессиональном сообществе обвинения против звезд из Минска вызвали недоумение. Лариса Барыкина, один из наиболее авторитетных музыкальных критиков России, рассказала TUT.BY, что удивлена этой ситуацией. «Знаю все художественное руководство театра, причем лично, — говорит Барыкина. — Это серьезные в творческом отношении люди, профессионалы. Последние два года я не видела их спектакли, слышала только отзывы. Ни о каком крахе никаких разговоров не было. Это какая-то интрига, пока мне неясная».