От минских переходов до "Карнеги холл". История студента-трубача, которого можно услышать на улице
Престиж профессии классического музыканта очень упал, об этом говорят сами профессионалы, которые отдали этому ремеслу не один десяток лет. Но что делать, если музыка для тебя династийное занятие, а популярные IT-специальности не привлекают? TUT.BY встретился с Мишей Бачило, который учится на третьем курсе Белорусской государственной академии музыки и к 22-м года выступил в концертных залах 30 стран мира, и узнал, сколько можно заработать на минских улицах и что ему сказал Сергей Шнуров, услышав песни «Ленинграда» в переходе возле ГУМа.
Мише Бачило 22 года, он учится на третьем курсе Академии музыки и является продолжателем династии музыкантов. Его дед был тромбонистом в военном штабном оркестре Минска, мама преподаватель в одной из столичных музыкальных школ. Она же привела сына в колледж искусств им. Ахремчика.
— Сначала я занимался на флейте в школе с музыкальным уклоном. Как-то побывал в мастерской и увидел, что на трубе всего три клапана, на флейте их много. Сказал: «Мама, я хочу играть на трубе».
С первого класса Миша попал к профессору Николаю Волкову, который выпустил не один десяток талантливых музыкантов.
— Я у него занимался с первого класса. Это получается не у всех. Чтобы нормально играть на трубе, нужно, чтобы выпали все молочные зубы и выросли коренные. У многих, кто приходил в первый класс, этого еще не произошло. У трубачей бывает много разных трудностей, связанных с ростом зубов и их искривлением. Легко сказать: «Дуй в трубу». А на самом деле влияет даже прикус зубов. На втором курсе колледжа мне ставили брекеты, было тяжело поддерживать форму. Едва не дошло до того, что пришлось завязать с музыкой, как некоторым ребятам, которые учились со мной.
Миша говорит, что по этой причине некоторое время его уровень был ниже среднего. После того, как брекеты сняли, прогресс пошел, начались конкурсы и большое количество выступлений. Музыкант скромно перечисляет конкурсы, в которых принимал участие и завоевывал награды. Например, в начале года он стал финалистом международной программы в Дубае. Парень считает, что в подобных конкурсах большую роль играет везение.
Еще в колледже музыкант старался не просить деньги у родителей и играл на улице. Нередко в переходах можно было услышать его Ave Maria на флейте. Во время «денежного» для уличных музыкантов Чемпионата мира по хоккею, он играл в дуэте с другом. Рассказывает, как за счет иностранных болельщиков им удавалось заработать по 500−600 тысяч за полчаса. Позже он присоединился к уличному кавер-бэнду «Дети подземелья», состоящему из студентов музыкальных учебных заведений Минска.
— Вначале в группе играли два баяниста, балалаечник и гитарист. Они выступали в переходах, создали во Вконтакте группу и приглашали вступать в нее людей, которые собирались на концертах. Так в ней появилось человек 250. Потом к ним присоединился я и альтист. Репертуар состоял из песен «Ляписов» и «Ленинграда», поэтому музыка стала звучать еще лучше, а людей в группе становилось все больше. С конца 2014-го мы играли в переходах и неплохо зарабатывали. Начали появляться корпоративы, свадьбы.
Весной 2015 музыканты как обычно играли свой репертуар в переходе возле ГУМа и внезапно среди зрителей обнаружили лидера группы «Ленинград» Сергея Шнурова.
— Мы только начали, отыграли минут пять, следующей хотели исполнить песню «Ленинграда». Оказалось, что как раз в этот момент по переходу шел Сергей Шнуров. Остановился, слушал. Потом мы его увидели, перестали играть и стали просить сфотографироваться. Он очень хорошо отреагировал, кинул нам очень прилично денег. Сказал: «Ребята, молодцы, продолжайте в том же духе». И ушел.
Миша говорит, что на выступлениях «Детей подземелья» постоянно собиралось 50−100 человек. По его мнению, лучше всего прохожие реагировали на песни «Ляписа Трубецкого». Но любой концерт мог внезапно прерваться по требованию сотрудников правоохранительных органов.
— Кто-то говорил, что им нравится, но у них приказ, и мы не можем играть, потому что это запрещено. Мы сворачивались и уходили.
Потом ребята два месяца играли концерты в столичном Music Hall, стали лауреатами фестиваля кавер-бэндов в Волковыске и развлекали посетителей минских заведений. Трубач вспоминает, как несколько раз после концертов владельцы площадок их просто выгоняли на улицу, заплатив копейки, или вовсе не рассчитывались.
Миша говорит, что исполнение песен его любимых «Ляписов» в кавер-бэнде — это лишь временная подработка. Главный интерес у него вызывает академическая музыка. На протяжении трех-четырех он лет играет в разных оркестрах, и ему очень нравятся быть частью действия спектаклей, опер и симфоний. Поэтому для своего развития он стал отправлять заявки на участие в международных молодежных оркестрах.
Сперва ему удалось попасть в польский оркестр I, Culture Orchestra (один из лучших молодежных коллективов мира), затем в итальянский молодежный оркестр European Spirit of Youth Orchestra. После возвращения из Польши у Миши неделю была апатия. Очень хотелось снова гастролировать по Европе, но через несколько дней нужно было возвращаться на учебу в Академию музыки. Ведь обычно такие мероприятия проходят во время летних каникул. Но в итоге у него только появился новый стимул для развития собственной карьеры.
— Я был на конкурсе в Черновцах. Поздно вечером сидел в гостинице, вдруг в фейсбуке приходит сообщение от незнакомого человека. Я открыл, там ссылка на нью-йоркский интернациональный филармонический оркестр. Он мне написал: «Пройди прослушивание. Оркестр будет играть в Symphony Space на Бродвее и в Карнеги-холле». Я посмотрел условия, подумал, что не подойду, но решил попробовать. Заполнил анкету и отправил видео своих выступлений. В отборе в этот оркестр участвовали музыканты из 74 стран, больше 1000 человек, а проходило лишь 70, из них — четыре трубача.
О том, что он прошел в итальянский оркестр, Миша узнал в апреле. Тур начинался в середине июля, поэтому все документы у него уже были на руках. Когда до отъезда оставалась неделя ему пришло письмо: «Поздравляем, вы прошли в нью-йоркский интернациональный филармонический оркестр. Готовьте документы для поездки».
— Получалось, что у меня была всего неделя, чтобы получить американскую визу. Через день я был в Москве, чтобы отдать паспорт в консульство. Прошел собеседование, отдал документы. Приехал на вокзал купить билет в Минск. Мне говорят: «Давайте ваш паспорт». А я его только что сдал на визу. Ксерокопии у меня тоже не было, я совсем забыл об этом.
— Повезло, что буквально за пару дней до этого я узнал про сервис поиска попутчиков BlaBlaCar. Телефон почти сел, я нашел кафешку с вай-фай и начал писать всем подряд. Все отвечали, что мест уже нет, я сидел и не знал, что делать. Вдруг один водитель ответил, что у него освободилось место, но он через 40 минут выезжает. За это время мне нужно было доехать от метро «Щелковская» до «Славянского бульвара» — почти через весь город. Водитель сказал, что будет ждать на стоянке. Я выбегаю из метро, а там две огромнейшие стоянки. Я их все обежал, пока случайно не встретил его, когда он уже собирался уезжать.
За день до вылета в Италию музыкант получил паспорт и отправился в большое турне. Говорит, что самым запоминающимся стало выступление в концертном зале «Карнеги-холл», который считается одним из лучших в мире. Там же он встретил незнакомца, который отправил ему сообщение. На вопрос, почему он это сделал, тот ответил, что увидел среди общих друзей фотографию Миши с трубой в руках и решил, что ему будет интересно попробовать свои силы.
— В Нью-Йорке каждый день были репетиции. С нами играл Александр Марков, один из лучших скрипачей в мире. «Каприс № 24» он сыграл так, что ему аплодировали между вариациями. Перед концертом в «Карнеги-холле» дирижер устроил прослушивания каждому и в первом отделении посадил меня на первую трубу.
За последние три года в составе различных оркестров Миша объездил около 30 стран. Признается, что ему сложно сказать, повлияли ли эти концерты на его уровень.
— В Академии музыки очень сильные профессоры, у них очень высокие требования. Я с первого класса занимаюсь у профессора Волкова, он дал мне очень много знаний, своим уровнем я обязан ему. Но, конечно, нужно постоянно развиваться самому, ездить на мастер-классы. В основном, в Европу. У нас они очень редко проходят. Бывает, на таких мероприятиях замечают музыкантов и приглашают в хорошие оркестры.
Миша с сожалением отмечает, что среди его знакомых почти никто не пытается ездить и участвовать в конкурсах. Большинство пытаются найти простую и стабильную работу и на этом останавливаются. Еще одной проблемой, как и многие студенты, он называет распределение, которое его ожидает через два года.
— Пока не могу сказать, где бы хотел работать, но точно не хотел бы оставаться в Беларуси. Я бы хотел быть частью таких оркестров, как нью-йоркский и польский. В нашем Оперном театре очень хороший оркестр, там работают очень талантливые музыканты. Но уровень зарплат и отношение к музыкантам здесь точно не на том уровне, который я бы хотел иметь на протяжении 50 лет карьеры.