Место чудес. Как сотни иудеев со всего мира приехали в Радунь помолиться на могиле Хафеца Хаима
Привычный жизненный уклад небольшого белорусского местечка Радунь в Вороновском районе в конце сентября неожиданно нарушается. Уже несколько лет подряд сюда приезжают евреи со всего мира, чтобы поклониться могиле выдающегося раввина и философа Хафеца Хаима. Он похоронен на еврейском кладбище на самой окраине городка. В этом году количество паломников значительно увеличилось по сравнению с прошлыми — за день местечко посетило несколько сотен человек. У некоторых — например, прилетающих сюда из Америки — дорога занимает гораздо больше времени, чем само пребывание в Радуни.
На месте старого еврейского захоронения сохранилось очень мало надгробных камней — во время войны немцы практически уничтожили это кладбище. Могилу так почитаемого в еврейском мире просветителя Хафеца Хаима нашли по свидетельствам очевидцев недавно. Обновили и реставрировали. Здесь же похоронены около двух тысяч местных евреев, которые были расстреляны фашистами в 1942 году.
В начале позапрошлого века Радунь была типичным белорусским провинциальным городком, где шла неторопливая жизнь. В центре, как и во многих других населенных пунктах, стояли каменные дома евреев, а на первых этажа шла бойкая торговля. Еврейская община была дружной и сплоченной.
Но в какой-то момент Радунь вдруг стала центром культурной жизни всех евреев мира: сюда еще при жизни Хафеца Хаима стали приезжать люди, чтобы послушать его уроки и лекции. В центре местечка была построена иешива — своеобразный религиозный институт, предназначенный для изучения Устного Иудейского Закона, главным образом Талмуда. Из стен этого учебного заведения вышли 12 главных раввинов стран мира того времени, одновременно здесь обучались 200 учеников. Она вошла в историю под названием «Йешивас Хофец Хаима» и просуществовала чуть более 60 лет. Сейчас это местный Дом культуры.
Около входа — суета. Лошадь, запряженная в телегу, покорно ждет, когда в транспорт загрузятся люди. Женщины — отдельно, мужчины — отдельно. Все они одеты в строгие черные наряды — словно сошедшие с иллюстрации учебника по истории. Если бы не машины и большие современные автобусы, можно было бы подумать, что мы перенеслись на лет сто назад, когда тут преподавал сам Хафец Хаим.
Раввин Исраэль Меир Пупко — так по-настоящему звали философа, а «Хафец Хаим» — название первой и самой известной его книги. Он умер 24 июля по иудейскому летоисчислению, но еврейский календарь — «плавающий» и зависит от фаз луны, и каждый год день смерти философа выпадает на разные даты привычного нам календаря.
Раби Исраэль Меир Акоэн (Пупко) (1838−1933) родился в Дятлово. В 18 лет переехал в Радунь. В возрасте 24 лет он опубликовал свою первую книгу «Хафец Хаим», что по-русски означает «Жаждущий жизни». Этот труд прославил автора, которого с тех пор чаще называли Хафецем Хаимом, нежели его собственным именем. Он много учился и читал. Жил скромно, работая в лавке жены. Получив звание раввина, он отказывался от жалования. Открыл Радунскую иешиву, которая прославилась во всей Восточной Европе. После революции он перевез школу в Черниговскую область. Затем вернулся в Радунь, где продолжал свою просветительскую деятельность. В 1924 предложил создать Ваад иешивот (комитет по делам иешив), который существует и сейчас. Умер в 1933 году. Похоронен в Радуни.
После себя раввин оставил большое культурное наследие: его первая книга о запрете злословия очень почитается среди евреев и является второй по популярности после Торы.
По свидетельствам тогдашних очевидцев и современников, раввин ездил по городам и весям западных окраин Российской империи и рассказывал народу о Святом Писании. Именно тогда люди стали говорить о глубоких и безграничных познаниях Хафеца Хаима. Однако он был человеком очень скромным и, когда ему предлагали стать раввином в том или ином местечке, отказывался, говоря, что у него недостаточно знаний для этого.
— Он также говорил о том, что нельзя плохо отзываться о людях: даже если ты видел, что человек совершил плохой поступок, ты не должен об этом рассказывать никому. Это сложно, но когда начинаешь прислушиваться к законам, которые прописаны в книге, и следовать им, в твоей жизни появляется счастье, а тебе начинает способствовать удача, — говорит один из гостей, адвокат Нетанель Мамо. Он говорит, что в Израиле даже есть специальная экстренная служба: позвонив в нее, можно узнать, как поступать в той или иной ситуации, исходя из советов Хафеца Хаима.
Каждый год в Радунь — или Радину, как называют местечко евреи, — приезжают сотни паломников. Они считают, что в день своей смерти душа Хафеца Хаима посещает свою могилу и помогает тем, кто пришел на кладбище.
— Это место чудес. После молитвы здесь в жизни начинают происходить перемены и настоящие чудеса, поэтому мы стараемся приехать в этот день, пройтись по тем улицам, по которым ходил раввин, посмотреть на природу, которую он видел. И, конечно, помолиться за себя, за других, за мир, за хорошие отношения не только между евреями, но и между разными нациями.
В этот раз все желающие смогли приехать в Беларусь без препятствий — в августе же этого года 500 раввинов не пускали в нашу страну. Тогда совместная молитва в Лиозно оказалась под угрозой. Раввины из 30 стран Европы выехали из Смоленска, однако въехать в Беларусь не смогли — на границе они были остановлены сотрудниками пограничной службы ФСБ России по Смоленской области. Оказалось, что у большинства священнослужителей не было белорусских виз, а на российско-белорусской границе пунктов выдачи визы нет. Чуть позже ситуация разрешилась — раввины смогли принять участие в коллективной молитве и посетить мемориал «Адаменская горка» в белорусском райцентре.
Сейчас же все прошло без эксцессов.
На радунском кладбище собрались несколько десятков человек, которые, обступив кругом могилу, молились. Делали это они эмоционально, искренне и со слезами на глазах. Над тихим кладбищем неслись незнакомые не-евреям слова молитвы, западавшие в душу и тем, кто не знает иврита. Проезжавшие водители останавливались, чтобы посмотреть на непривычное действо.
…А если отойти чуть в сторону от современной трассы, перед глазами открывалась такая картина: поле, лес неподалеку, старое еврейское кладбище — и сентябрьское небо над всем этим. Все, как и сто, и двести лет назад. А звучащие в осенней тишине слова молитвы словно связывают ушедшие времена и нашу эпоху.