"Я была слишком честной, а они нет". Алеся Берулава о судьбе групп "Мантана" и Merry Poppins

Источник материала:  
23.09.2016 13:51 — Новости Культуры

«Я и есть твой бог, меня зовут любовь» в середине 2000-х слышал каждый белорус, который хотя бы раз включал радио или телевизор. Группы «Мантана» и Merry Poppins, созданные Алесей Берулавой и ее сестрами, по очереди взбирались на пик популярности и внезапно бесследно исчезали. Весной этого года так же неожиданно музыканты решили прервать десятилетнее молчание, и 15 октября дадут большой концерт в Минске. TUT.BY встретился с Алесей и узнал, как сложилась ее жизнь после ухода из шоу-бизнеса и с чем связано ее возвращение на сцену.

«На тот момент мы были, наверное, самой популярной белорусской группой»


Папа Алеси, Марины и Людмилы Берулава был военным, и за время службы сменил несколько прописок в разных странах. Алеся родилась в Чехии, училась в школах в Молдове и Германии, а в Беларусь приехала, когда ей было 16 лет, поступать в университет. Говорит, что прикипела к стране душой. Здесь она поступила в Институт культуры и основала группу «Мантана», которая в начале 2000-х считалась одной из самых популярных в стране. В 1999-м из всех окон звучала «Холодок», а еще через пару лет «Потому что» и «Маникюры» можно было услышать на всех местных радиостанциях по несколько раз в день.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

«Я космополит прожженный, у меня нет родины. Где семья — там и родина. Сейчас она в Москве. Но не факт, что я опять никуда не сбегу», — смеется артистка. Алеся вспоминает недельный поход на байдарках по Нарочанке и Вилии, который влюбил ее в новое место жительства.

— Это было первым, что я сделала, когда приехала в Беларусь. Я всегда ходила в походы, но когда увидела здешнюю природу, я влюбилась в эту страну и уже не разлюблю никогда.

Певица вспоминает, как в школе не любила физику, поэтому в 10 классе ей пришлось наизусть выучить учебник, чтобы не поставили двойку за год, которая перечеркнула бы возможность поступления в Белорусский университет культуры.

— Просто неинтересно преподавали. Мне выходила двойка за год, я спросила у преподавателя, как я могу себе помочь. Это выглядело примерно так: «Может, учебник по физике наизусть выучить?» — «Давай!» — «Ой, зачем я это сказала…». Я две недели его зубрила из принципа и выучила. Физик удивился и поставил за четверть пятерку. Тогда же физика меня впервые заинтересовала.


Фото из архива Алеси Берулава

Но больше всего Алесю интересовали творческие предметы. Этому способствовали преподаватели, которые подстегивали будущую вокалистку «Мантана» и Merry Poppins к сочинительству.

— В музыкальной школе города Днестровска я училась на пианистку и иногда не доучивала произведения. Сочиняла на уроке на ходу. У меня была замечательный преподаватель Ольга Арутюнова. Она никогда не палила меня. Слушала и говорила: «Вот это ты будешь играть вне конкурса, а к экзамену все-таки выучи этюд». Учительница по русскому языку и литературе Екатерина Захаровна всегда поддерживала во мне стихоплетство. Даже носила их в газету, чтобы напечатали. Это было в Приднестровье, газета «Юный энергетик». Я сочиняла по ночам, из-за этого не высыпалась.

Как-то на одной из турбаз оказалось пианино. Алеся села за клавиши и собрала вокруг себя всех находившихся туристов. Такое внимание ей очень понравилось, поэтому, когда мама начинающей певицы купила себе гитару, Алеся не долго думая решила освоить и ее.

— Пианино с собой не потаскаешь, поэтому я попросила одного из преподавателей научить меня одной песне на гитаре. Выбрала, в которой было как можно больше аккордов, чтобы сразу все выучить. Ей стала «Давайте восклицать» Булата Окуджавы. Может быть после этого я решила, что мне близка рок-музыка.

Окончив Институт культуры, Алеся на несколько лет уехала в Германию, где училась вокалу и пела в клубах. В 1998 году она вернулась в Минск, а через год была основана группа «Мантана». Первый минский концерт состоялся в клубе «Титаник» на разогреве у группы «Леприконсы». Алеся вспоминает тот фантастический прием публики и говорит, что на следующее утро почувствовала себя знаменитой, а «Леприконсы» на них обиделись.

— Был еще концерт в Светлогорске, который я не забуду никогда. Был день города. В центре установили шикарную сцену, очень хороший звук, привезли «настоящих» артистов, в том числе из Москвы и каких-то иностранных. А на реке без всякой рекламы с двумя киловаттами звука группа «Мантана». И у нас пять тысяч человек! У нас то звук вырубался, то свет. Басист порвал самую толстую струну. И все это было только в плюс, как шоу. Люди заборы рушили. Нас дверь в дверь из автобуса пересаживали в милицейский уазик, потому что люди начали проламывать окна. Это был фурор. Нами даже ЮНЕСКО заинтересовались. Тогда Светлогорск был проблемным городом, а мы его раскачали. Очень плохой звук, очень плохой свет и офигенный концерт. Его сделали люди, которые почему-то ушли из центра города к нам. На тот момент мы были, наверное, самой популярной белорусской группой.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Свой успех Алеся объясняет тремя словами: «Видимо, песни хорошие». Артистка признается, что сочиняет для себя и любит петь только свои песни, хотя опыт исполнения чужих у нее тоже есть. Она называет это исключением из правил.

—  Я никогда не сочиняю, когда у меня плохое настроение. Это табу. Музыка, как и запахи, мне всегда напоминают об эпохе. Если у меня плохое настроение, я не слушаю музыку. Я эгоистка, все делаю для себя, чтобы было в кайф. Я не собиралась заниматься шоу-бизнесом. И сейчас им не занимаюсь. Просто песни пою. В конце 90-х было самое благоприятное время в музыке. То хорошее, что появлялось, сразу доходило до ушей людей, а не задвигалось. Можно назвать это волшебным порталом, в который мы успели заскочить. Даже Земфира появилась, когда мы уже альбом выпустили. Хотя «Союз» очень тормозил.

Очень скоро «Мантана» переехала в Москву, где в студии крупного российского лейбла «Союз» записала синглы и первый альбом «Маникюры».

—  Мы приехали, вышли с Белорусского вокзала, сели в такси и поехали в квартиру, которую нам снял «Союз». Пока доехали, у всех были красные глаза и все кашляли. С непривычки смог, выхлопные газы… Мы просто больные приехали и поняли, что так будет все время, надо привыкать. Были бессонные ночи в студии, когда мы сводили песни, потом пересводили заново. Помню, как я спала лицом вниз. Просто вырубилась. Проснулась и долго разминала лицо. Тогда навсегда запомнился запах старого дивана.

«Бывает искусство, а бывают сиськи ради сисек»


На пике популярности «Мантаны» Алеся и Марина Берулава на полгода поехали работать в Японию. Там они учили японцев вокалу, и это была отличная возможность узнать страну, в которую на тот момент было не так просто попасть.

— Нам удалось научить петь не один десяток человек. Японский выучила за два месяца. Чем больше знаешь языков — тем легче дается следующий. В детстве я говорила на русском и чешском. Там мы жили не в гарнизоне, а в городе и общались с чехами. Мозг научился легко воспринимать другой язык. Кстати, с тех пор так и не побывала в Чехии, хотя очень хочу. А в Японии я почти не спала во время своих выходных, зато объехала весь остров Хонсю, несколько раз была в Киото и видела Фудзисан. Мне это было очень интересно.

Полгода жизни в стране восходящего солнца очень сильно повлияли на другой проект сестер Берулава — Merry Poppins, который появился сразу после их возвращения. Алеся говорит, что это не связано с тем, что она себя исчерпала в «Мантане». Просто ей захотелось кардинальных перемен.

— Синти-поп и вижуал кей мы оттуда привезли. Черные короны, юбочки, башмаки с широкими носами — все из Японии. «Мантана» не исчезла, она превратилась в Merry Poppins. Если исчерпал себя, значит, и не было ничего. Рок разлюбила, полюбила синти-поп. А потом вообще разлюбила шоу-бизнес.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Новый коллектив, как и «Мантана», имел большую популярность в Беларуси. Одноименный сингл с хитами «Картинки», «Меня зовут любовь» стал самым продаваемым в Беларуси по итогам 2006 года. Режиссером клипа «Меня зовут любовь» стал Роман Васьянов. Алеся говорит, что гордится тем, что она была его первой режиссерской работой. Сейчас Васьянов входит в десятку лучших операторов Голливуда, является одним из членов жюри премии «Оскар». Специально для съемок сестры Берулава учились танцевать стриптиз. Общий успех группы подогрели и откровенные фотосессии в глянцевых журналах Playboy, Penthouse и Mахiм.

— Это как прыгнуть с парашютом, испытать неизведанное. Было три дня, три журнала и после съемок я ходила такая гордая. Мне казалось, что могу горы свернуть. Когда мы делали фотосессию «Мантаны» с «Союзом», нам говорили: «Надо посексуальнее…» — «Что? До свидания! Мы — рок!» Ходили в зеленых майках со звездой и портретом Мао на значке. Потом появилась Merry Poppins. Мы с Мариной месяц учились танцевать стриптиз. К сожалению, мало что вошло в клип «Любовь». Не потому что у нас плохо получалось. Наоборот. Мы до этого занимались бальными танцами, и вышел перебор.

— Мы думали: раз уж мы вызываем такие чувства, почему бы это как-то не использовать? Все было красиво, нам очень нравилось. Правда, в одной из фотосессий черный фон съел весь наш загар и объем. Мы так старались, загорали, а получились беленькие и худенькие.

Родители артисток одобрили фотосессию в стиле ню, в журнале Playboy им посвятили целых восемь страниц.

— Мой папочка посмотрел и сказал: «Очень красиво». Я ожидала такую реакцию. Моя мамочка — художник, и с самого детства она прививала нам вкус к красоте. А что может быть самым красивым? Конечно, женское тело. Но не пошлятина, а с заявкой на искусство. Бывает искусство, а бывают сиськи ради сисек. В Playboy нас снимал известный старенький фотограф. Он книжку писал и даже наши фото туда взял. Каждой фотосессией он хотел что-то сказать и как-то преподнести женщину. Это чувствовалось. А в Мaxim был Костя Мохнач, он просто шел за нами, давал свободу и получилось очень здорово. Моя Маринка уже фотографировала (после стала известным фотографом, но ей это надоело), когда фотосессия закончилась, она взяла фотоаппарат и попросила поснимать. Мохнач посмотрел и сказал: «Сегодня лучший кадр сделала ты».

«Теперь не представляю, как могла так долго не петь»


Фото из архива Алеси Берулава

Неожиданно для многих Merry Poppins повторила путь «Мантаны» и так же бесследно исчезла. Алеся говорит, что это связано с тем, что постоянный внешний локус контроля стал давить ей на психику. К тому же работа в Москве означала еще большую отдачу. Сестрам, для которых музыка была больше развлечением, это становилось не в радость.

— В какой-то момент я не поняла, как себя чувствую. Я всегда могла посмотреть на себя со стороны и однажды поняла, что все время смотрю на себя со стороны. Все, что мне нравится, чего я хочу на самом деле, было задвинуто. Мы год поиграли концерты в Москве. Компания Universal предлагала нам контракт, ОРТ предлагал контракт на 10 лет, но я понимала, что их нельзя подписывать. Я не могла «замуровать» своих сестричек. По контракту все принадлежало лейблам. Я не хотела никаких контрактов, особенно после не очень удачного общения с «Союзом». Может быть оно было бы удачным, если бы я была более опытной. Но я была слишком честной, а они нет.

— К тому же я заметила, что мои сестрички занимаются не своим делом. Маринке нравилось фотографировать, сейчас она стекло плавит. Люська — психолог. А сейчас она вообще тортики и конфеты полюбила делать. У нее целая миникондитерская. Когда мы здесь пели, им было весело в это играться. Здесь было очень хорошо. Там нужно было больше напрягаться, и они стали остывать. А так как они мне дороже всего, я просто их отпустила. Нельзя было их отпустить, и остаться одной в Merry Poppins.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

После ухода со сцены Алеся решила заняться тем, о чем мечтала давно — делала натуральные духи. По ее словам, у знакомых они пользовались таким спросом, что ей приходилось выставлять невероятно высокие ценники, чтобы не было очереди.

—  Для меня важнее всего запахи. В парфюмерии я руковдствуюсь принципом: нравится — не нравится, как и в музыке. Когда мне кто-то говорит, что делать, я не буду за это отвечать. Я умею делать только то, что мне нравится. За то, что не нравится, лучше не браться вообще. Минимум раз в полгода я на неделю или на месяц уезжала в разные страны. Я и не планировала заниматься музыкой, у меня были другие планы. В 2013 году меня нашли ребята и к 2016 незаметно уговорили вернуться. Теперь я не представляю, как могла так долго не петь.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

«Мантана» вернулась с синглом «Песни петь». За две недели клип набрал около 150 тысяч просмотров на YouTube. Алеся говорит, что теперь для нее альбомы не главное. Она хочет делать клипы-истории. Сейчас это отсыл к фильмам режиссера Роберта Родригеса. Следующий клип будет на другую историю.

—  Альбом выпустим, но это будет не главное. Я всегда хотела делать так, чтобы не ограничивать себя и не было скучно.

Концерт группы «Мантана» с программой «Песни петь» пройдет 15 октября

←Австрийская авиакомпания запустит самый короткий в мире международный рейс

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика