"Мы в детстве в ножички играли". Что вспоминали взрослые на фестивале дворовых игр в Барановичах
«Все, проиграли», — чуть ни плачет маленький Артем, которого только что выбили из игры соперники из команды «Покемон». Артем жалуется своему капитану-выбивале Роме. Тот пытается игнорировать деморализованного товарища и продолжает швырять мяч в соперников, но все мимо. Рома для победы сделал все, что мог: даже выиграл на чи-фи-фо право первого броска. Но в тот день «Черепашкам ниндзя» не повезло. Ты можешь быть самым искусным игроком во дворе, но в выбивалы всегда побеждают те, у кого больше «старшаков». TUT.BY съездил в Барановичи на фестиваль дворовых игр, чтобы сыграть в Козла «на жопу», но, внезапно, попал на детский праздник.
«Черепашки ниндзя» сражались до последнего, но подвижные «покемоны» перехватывали летящие мячи и лихо выбивали одного соперника за другим. Артем оставил поле предпоследним. Его выбили прямым попаданием в бедро. Лакированный мяч смачным шлепком припечатался выше колена и ниже штанины шорт, поэтому Артем, стоя у кромки поля, морщился и потирал красный след на ноге.
«Эй, куда? По руке было синей кепочке», — кричала одна мама из толпы болельщиков.
«Было от земли. От земли не считается», — «кинула ответку» мама с другого конца лужайки.
Артем со своим прогнозом по поводу результата игры не ошибся. За ним выбили последнего полевого, а затем поле покинул и капитан «Черепашек ниндзя». «Покемоны» праздновали победу. Радость детей тонула в возбужденных криках родителей.
Несмотря на всю зрелищность, назвать «выбивалы» дворовой игрой можно с натяжкой. По неписанным дворовым правилам, если у тебя есть куча народу и мяч, ты будешь играть в футбол. Точка. Выбивалы — это такая камерная игра, в которую режутся в зале на последних 10 минутах урока физры.
«Козел», «Квадрат» и «набивалы»
Если был мяч, но не было команды на футбич, пацаны на районе резались в «Квадрат». Помню, в нашем дворе мяч был только у Димы «Рыжика». Рыжика ждали по утрам, как Новый год. Был он из обеспеченной семьи, поэтому мяч у него был кожаный, фирмы Puma. Он был настолько хорош, что им было жалко играть. Поэтому Puma Рыжика мы гоняли исключительно на песке. Садиться на него было нельзя — «яйцом станет». По этой же причине нельзя было бить по нему «с пыра». Рыжик был пацаном «в теле», поэтому его правила старались не нарушать. Лучше было разбить себе нос, чем покатать Puma по асфальту. После такого даже домой убегать было бесполезно — догонит.
Квадрат мы чертили на песке возле кочегарки. Кочегарка вообще была центром притяжения двора. Высотой она была с двухэтажное здание. Залезть на нее можно было с крыши склада магазина, на которую забирались по разбитым кирпичам фасада. Расстояние между крышами — примерно метр. Принцип прост: со склада запрыгиваешь в нишу над дверью кочегарки, а затем подтягиваешься на бетонной перекладине и залезаешь на крышу.
Забраться на кочегарку было обрядом дворовой инициации. Хочешь быть пацаном и играть со старшаками — будь добр заберись на крышу. На ней решались все важные дворовые вопросы: с кем встречается Анька из соседнего дома, кто пойдет в магазин за чипсами «Лявон», что вкуснее: «Байкал» или «Тархун» и кто будет играть в стартовом составе в матче против вражеского двора. Те, кто не мог забраться на крышу, выпадали из дворового дискурса. Поэтому этот метр не просто отделял склад от кочегарки, но и мальчика от мужчины.
Важнее крыши кочегарки была только ее боковая стена. Та, которая была ближе всего к окнам пятиэтажки. Стана использовалась для игры в «Козла». Правила простые: каждый по очереди бьет мячом в стенку. Кто не попадает — получает букву «к». За второй промах «о». И так дальше пока не соберет слово «козел». Кто первым собирал все буквы, считался проигравшим, и его постигала суровая, но справедливая кара.
Вообще наказание — это квинтэссенция дворовых игр. В них не было победителей. Были только проигравшие. Не важно кто первый, главное — не оказаться последним. Потому, что за кривоногость приходилось отвечать. В нашем дворе играли на приседания, на пингвинчика, либо «на …опу». Чаще всего «на …опу». После того, как игра заканчивалась, проигравший становился к стенке, а победители по очереди пробивали по нему мячом. Количество ударов определялось путем набивания. Сколько набил — столько пробил. Расстояние до проигравшего зависело от того, сколько он набьет. Из расчета одно набивание — один шаг. Попасть в филейную часть было сложно, но архипочетно. Даже если ты закончил игру предпоследним, но попал по проигравшему, ты автоматически попадал в топ рейтинга дворовой крутости.
Когда надоедало играть в козла, мы чертили квадрат, который двумя линиями разбивался на четыре равные части. Правила «Квадрата» в каждом дворе были свои. Мы перед игрой набивали мяч. Кто больше набьет, становился «королем», следующий — «дамой», потом «валетом», а последний назначался «…овном». Суть игры заключалась в том, чтобы со своего квадрата выбить мяч в зону одного из трех соперников. При этом важно, чтобы мяч коснулся его территории и вылетел за пределы. Тогда ему назначались очки. Количество зависело от части тела, которой ты забил. Ногой — 1 балл, коленом — 2, головой — 5, попой — 10. Когда игрок набирал 10 очков, он выбывал. Поэтому результативная игра пятой точкой автоматически становилась зрелищным фаталити.
После выбывания одного из участников игрок из соседней клетки переходил в его зону по часовой стрелке. Если выбывал король, то его место занимала дама, ее место — валет, и так далее. Новенький, кто пришел на место выбывшего, всегда приходил в квадрат «…овна». Самая соль игры заключалась в том, что король, который продержался на своей зоне 5 игр под ряд, мог издавать законы. Например, поменять игроков местами, изменить систему начисления очков. Поэтому королями стать хотели все. Это, в свою очередь, расширяло вселенную игры, добавляло дополнительный слой дипломатии. Теперь можно было не просто тупо гонять мяч из клетки в клетку, но и заключать альянсы. Не нравится король? Объединились втроем и «засыпали». Король, в свою очередь, мог объединяться с кем-то для укрепления своей власти.
В общем, «Квадрат» был не только школой футбола, но и школой жизни. Поэтому так хотелось в него снова сыграть. Но, несмотря на анонс в программе, на фестивале в Барановичах его не было.
К счастью, «Квадрат» в белорусских дворах жив. Как нас заверил школьник Андрей, который на фестивале взял призы в конкурсах на прыжках со скакалкой и набивалах, дети до сих пор в него рубятся. При этом то, что в Бресте называется игрой «на …опу» в Барановичах кличут игрой «на сало». Да и подрастающее поколение придумывает свои оригинальные способы мотивации.
— Проигравшему мы вставляем палку в землю так, чтобы торчал только маленький кончик и ему нужно ртом достать ее, — объяснил Андрей.
«Городки» с ножиками
В отсутствии квадрата гостей развлекали «набивалы». Но, к сожалению, игра проходила по другим правилам. Получилась эдакая «ванильная версия». В Барановичах суть набивал свелась к тому, кто больше набьет. Это лишало ее главного: сюжета. В нашем-то детстве как было? Каждый из игроков поочередно набивал 10 раз на ноге, потом 10 раз на колене, 20 раз на кулачке и 10 раз на голове. Затем нужно было сдавать «экзамены». Первый экзамен: 1 раз на ноге, потом 1 раз на колене, 1 раз на кулачке и 1 раз на голове. Второй экзамен то же самое, но в обратной последовательности. В хардкорных версиях был еще третий экзамен, который объединял первые два: нога-колено-кулачок-голова-кулачок-колено-нога. Последний, кто завершит весь путь от новичка до сенсея, становился к стене кочегарки.
— А вы во что в детстве играли, — интересуемся у возрастного участника фестиваля Евгения.
— Ну набивалы, — отвечает.
— А квадрат?
— И квадрат был. Но мы вообще в детстве больше в ножички играли, — смеется собеседник.
Точно. Были ведь еще и «Городки». Но такую игру из нашего детства на фестиваль в городской парк не притащишь. Попытаться, конечно, можно, но велик риск разделить участь продавцов москитных сеток.
Праздник для детей
Несмотря ни на что праздник в Барановичах удался. Дети участвовали практически во всех конкурсах: гонки на самокатах, выбивалы, набивалы, рисование на асфальте, прыжки на скакалке. Мелкие были заняты в игровой зоне, старшие прыгали в классики. Однако взрослые оказались не у дел.
Они, конечно, прыгали на скакалке, а одна команда еще и в выбивалы играла, но это дворовые игры не из нашего детства. А так хотелось вновь побегать по квадрату, понабивать головой и выбить соперника с первого раза, гонять мяч до темна, пока мама не выйдет на балкон. Ведь даже несмотря на то, что в мои детские годы уже были dendy, а позже sega и play station запомнилось не то, как мы все вместе собирались по квартирам и проходили Контру, а та кочегарка во дворе и начерченный палкой на песке квадрат.