400 лет назад фасад несвижского костела Божьего Тела был расписан фресками
Несвижский Фарный костел является выдающимся памятником архитектуры. Его построил в конце XVI века Джованни Бернардони по заказу князя Николая Радзивилла Сиротки. И он стал первой всецело барочной постройкой в Восточной Европе и второй — в мире. Копию несвижского костела — краковский костел святых Петра и Павла — Бернардони построил уже после белорусского храма. Фарный костел уникален благодаря своему богатому внутреннему убранству, а также подвалам, где расположена родовая усыпальница Радзивиллов.
А недавнее открытие белорусских реставраторов делает костел и единственным в своем роде. Наружные росписи на храмах — нетипичное явление для мировой культуры. Несвижский костел же расписан весь.
Не стена, а карта сокровищ
Художник-реставратор Юрий Шагун рассказывает: о том, что под штукатуркой костела что-то есть, было известно и раньше. Но никто и предположить не мог всего масштаба скрытых росписей! В феврале, перед плановым ремонтом храма реставраторы сделали первый зондаж (снятие штукатурного слоя), после чего поняли: обосноваться в Несвиже им придется надолго.
Сегодня прохожие недоуменно оглядывают знаменитый костел, удивляясь «непоследовательности» ремонтников. Вскрытая тут и там аккуратными, будто хирургическими, надрезами штукатурка обнажает старинные фрески. Порой четкие, а порой едва различимые даже взглядом профессионала.
«Мы как кладоискатели — иногда доверяемся внутреннему чутью и начинаем „копать“, где оно подскажет», — говорит художник-реставратор. Именно так, с помощью особого реставраторского чутья Юрий Шагун обнаружил на одной из стен костела изображение геральдического символа рода Радзивиллов. Пока реставратором раскрыты только короны и ниспадающая мантия, но остальное не вызывает сомнений.
«Если обладаешь необходимыми историческими сведениями, знаешь композиционные приемы, то можешь предположить, даже не раскрывая всей фрески, какие элементы и где были расположены. Тем более что некоторые картины по сюжету, стилистике схожи с росписями, сделанными в Несвижском замке», — рассказывает реставратор.
По предварительным данным, Фарный костел расписывался дважды: в XVI веке была сделана графическая монохромная роспись, в XVIII-м — цветная. Делать выводы о том, кем и при каких обстоятельствах наносились росписи, специалисты не торопятся — прежде нужно полностью раскрыть фрески, а это скрупулезный и недешевый процесс.
Аккуратно действуя скальпелем, а где много слоев штукатурки — молотком и зубилом, реставраторы миллиметр за миллиметром обнажают рисунок. Причем не везде она отходит легко, но трудности специалистов не пугают: за плечами — реставрация полоцкой Спасо-Преображенской церкви, где один на другой были нанесены два слоя (!) живописи. Профессионалам «Белреставрации» удалось сохранить и восстановить их все.
Жемчужина в небе Несвижа
Обходя костел Божьего Тела по кругу, можно заметить раскрытую монограмму, часть иезуитского креста, плавный волнообразный орнамент под карнизом, элементы стершихся от времени надписей — видны только некоторые буквы. Даже пилястры — колонны-выступы — при ближайшем рассмотрении оказываются «мраморными», стилизованными средневековыми художниками под дорогостоящий камень.
Но встречаются и «пустые» зондажи. «Они не пустые! — говорит Юрий Шагун. — Видите углубления? Это так называемые графья — процарапанный на сырой штукатурке набросок рисунка, который задумал художник. Краска за столько лет стерлась, а след, свидетельство того, что тут что-то было изображено, осталось».
Самая удивительна фреска, раскрытая реставраторами, находится на фронтоне — в верхней части — северной стены. Желание увидеть «жемчужину» Фарного костела пересиливает боязнь высоты, и мы поднимаемся по лесам в небо.
Даже нетренированному глазу сразу заметны плавные очертания ангельских фигур. Время смыло краску, но не благость с женского лика. Когда я несмело уточняю, может ли здесь, на фронтоне, быть икона, реставратор качает головой: пока фасад не будет полностью раскрыт, с выводами торопиться не стоит.
Когда искусство — дело чести
Пока трудно предположить, когда мы сможем увидеть Фарный костел во всем отреставрированном великолепии. Во-первых, потому что работа у храма и даже за 120 километров от него идет полным ходом. На месте художники раскрывают фрески и укрепляют их перед осенним сезоном, а в Минске, в самом сердце «Белреставрации» специалисты проводят химический анализ составов, изучают исторические документы и делают чертежи.

«В реставрации сложно говорить о каких-то сроках. Одно цепляется за другое — процесс если не бесконечный, то приближенный к тому. Бывает, что под одними росписями обнаруживаются другие, и работа идет на новый виток», — объясняет начальник Минского реставрационно-художественного участка № 1 Александр Михалевич.
Второе, что тормозит работу на Фарном костеле, — приостановка финансирования проекта. Когда оно возобновится — вопрос, который волнует самих реставраторов. К слову, многие из них работают лишь на собственном энтузиазме. Но «кладоискательский» запал они не теряют.
«Наши польские коллеги очень заинтересовались обнаруженными росписями и выразили готовность поучаствовать в реставрации. Так что не исключено финансирование проекта со стороны, — обнадеживает Александр Михалевич. — В любом случае, сейчас главная задача наших специалистов — укрепить росписи, чтобы вскрытие сохранилось до того времени, когда работа будет продолжена».