Крупная польская киностудия планирует снять сериал о "белорусском Николе Тесла"
Одна из крупнейших киностудий Польши Zebra обратилась к авторам сценария о белорусском ученом Якове Наркевиче-Иодко, которого называют «белорусским Тесла», с просьбой выкупить права на сценарий, чтобы снять сериал.
В 2015 году белорусская кинокомпания НВП подавала этот сценарий четырехсерийного художественного фильма на конкурс кинопроектов по теме «Выдающиеся исторические деятели — уроженцы Беларуси», но тогда комиссии не удалось выбрать победителя в этой номинации.
— В номинации мы участвовали одни. Планировали сделать сериал хронометражем четыре серии по 40 минут с графикой, поставить его опыты, к тому же у Иодко интересная судьба, его называют «белорусским Тесла», — рассказывает директор киностудии Александр Левенчук.
Недавно с НВП связались представители одной из крупнейших и известных киностудий Польши Zebra и предложили выкупить сценарий, чтобы снять фильм об уроженце Беларуси, несмотря на то, что, по словам Левенчука, поляки в нем представлены не в лучшем свете.
— Представитель киностудии сказал, что им такой проект интересен, тем более что это наша общая история, а Иодко хорошо известен за границей.
Яков Наркевич-Иодко — белорусский ученый-естествоиспытатель, врач, изобретатель электрографии и беспроволочной передачи электрических сигналов, профессор электрографии и магнетизма. Родился в 1848 году в имении Турин Пуховичского района Минской области. Большинство своих опытов ученый проводил в Беларуси, а с его именем связаны пионерские работы по использованию электромагнитного излучения газоразрядной плазмы для визуализации живых организмов и практическое их применение в медицине для оценки физиологического состояния организма.
Сейчас с польской киностудией ведутся переговоры. Александр рассказывает, что обычно стоимость сценариев для таких проектов составляет около 20 тысяч долларов. Левенчук говорит: с одной стороны хорошо, что имена выдающихся деятелей и уроженцев Беларуси увековечиваются в фильмах иностранного производства, а с другой предлагает вспомнить хотя бы один художественный фильм, снятый белорусами, который бы рассказывал о жизни важных личностей в истории.
— Про Барбару Радзивилл, Станислава Августа Понятовского снимали поляки, они же и американцы выпускали кино про Тадеуша Костюшко. Михаил Клеофас Огинский, Адам Мицкевич, Игнат Домейко, Наполеон Орда, Майкл Маркс (один из основателей британской фирмы Marks & Spencer), Луис Майер (руководитель и один из основателей голливудской киностудии Metro-Goldwyn-Mayer), Айзек Азимов, Хаим Сутин — с Беларусью связано множество имен, которые знают в соседних странах, но фильмы про них снимаются не у нас. Даже про Марка Шагала снимали французы и недавно «Шагал-Малевич» — россияне на белорусских площадках. Что там говорить, у нас даже про Купалу и Коласа нормальных художественных фильмов нет. Вместо этого комиссия отбирает «Держись за облака» и «Автошколу», которые не знаковые для Беларуси и их в кинотеатре не покажут.
Возмущение Левенчука результатами конкурсов кинопроектов понятно. Продолжается его спор с Министерством культуры за право продолжить работу над детским фильмом «Необыкновенные приключения Арбузика и Бебешки», сценарий которого победил в открытом республиканском конкурсе еще в 2012 году.
«Фельетон-фельетонище!» Как переписка с Минкультом поставила кинокомпанию на грань банкротства
По словам руководителя кинокомпании НВП, все государственные органы, в которые он обращался, рекомендовали Минкульту заключить допсоглашение, чтобы закончить производство фильма.
— Еще в апреле мы были в Минкульте, они интересовались, сможем ли мы закончить за деньги, которые подвисли. В мае мы написали письмо, в котором четко расписали, как нам вложиться в эту сумму, которую они должны. Мы бы смогли подключить инвесторов, нашлись люди, которые готовы реально помочь. Сейчас ждем подписания допсоглашения. Вроде уже нет причин не подписать, но они все еще обращаются в те же инстанции, куда мы писали ранее и получают те же ответы, что это не противозаконно.
Александр рассказывает, что фильм-сказка «Необыкновенные приключения Арбузика и Бебешки» должен был стать одним из первых на территории СНГ с применением 3D-анимации.