Дело о Stairway to Heaven: почему Led Zeppelin обвиняют в плагиате
14 июня 2016 года Роберт Плант и Джимми Пейдж пришли на судебное заседание в Лос-Анджелесе по делу о плагиате в легендарной песне «Stairway to Heaven». В воровстве композиции музыкантов обвиняют наследники исполнителя Рэнди Калифорния, написавшего схожую со «Stairway to Heaven» песню за два года до Пейджа и Планта. «Медуза» рассказывает, в чем суть дела.
«Stairway to Heaven» — одна из самых известных песен в истории. Роберт Плант и Джимми Пейдж написали ее в 1970 году для четвертого студийного альбома Led Zeppelin. Восьмиминутная песня состоит из трех разных кусков; она разнообразна по динамике, темпу и жанрам; Пейджу для ее исполнения пришлось завести теперь уже знаменитую гитару с двумя грифами, один — с шестью струнами, другой — с 12-ю. Ни один список лучших рок-песен не обходится без «Stairway to Heaven» в первой пятерке, соло из нее считается одним из величайших в истории рока, а вступление умеет играть практически каждый, кто когда-либо брал в руки гитару.
«Stairway to Heaven» похожа на композицию «Taurus» группы Spirit. Led Zeppelin были хорошо знакомы со Spirit и даже играли с ними вместе во время тура по США. Возможно, они слышали и «Taurus», которая вышла в 1968-м, то есть за два года до написания «Stairway to Heaven». Инструментальную композицию написал гитарист Spirit Рэнди Калифорния (Вулф); он переживал из-за того, что песни похожи, всю жизнь (Калифорния умер в 1997-м) — и не раз говорил, что Пейдж и Плант «вдохновились» его композицией, но не заплатили ни копейки и не указали его в соавторах. «Эти парни заработали миллионы баксов на песне и не сказали „Спасибо“ или „Может, мы тебе заплатим“?» — возмущался он. Тем не менее в суд музыкант не подавал.
Иск о плагиате был подан только в 2014 году. Истцом выступил траст, управляющий наследием Рэнди Калифорнии: его руководитель Майкл Скидмор воспользовался недавними поправками в американское законодательство, которые позволяют доказывать схожесть песен не на основе основной мелодии (как было прежде), а по «общему ощущению и задумке». Скидмор утверждает, что Джимми Пейдж любил «Taurus» и лично попросил Рэнди научить его играть эту песню на гитаре. По словам Скидмора, это произошло в 1969-м, то есть за год до написания «Stairway to Heaven». Истец не требует компенсации (только символический доллар), но настаивает, что Калифорния должен стать официальным соавтором песни, а значит, его наследники смогут получать авторские отчисления (роялтиз) за композицию. Роялтиз за все предыдущие годы существования песни (эта сумма оценивается в полмиллиарда долларов) дело не касается.
Led Zeppelin, по версии истца, украли вступление к песне «Taurus».По сути, дело касается первых тактов «Stairway to Heaven», во время которых Джимми Пейдж обыгрывает аккорд ля минор на фоне хроматической басовой линии ля/ля бемоль/соль/ соль бемоль/фа. Это чрезвычайно распространенный в музыке прием, который используется композиторами сотни лет. Что-то подобное можно услышать в начале песен The Beatles «Michelle» и «While My Guitar Gently Weeps», написанных до «Taurus», и во многих других композициях. Помимо вступления «Taurus» и «Stairway To Heaven» мало что роднит: песни иначе развиваются гармонически и не похожи по структуре, у них нет общей мелодии.
Led Zeppelin обвинения в плагиате категорически отвергают. Адвокаты Пейджа и Планта утверждают, что рифф в начале «Stairway To Heaven» использовался музыкантами по всему миру веками, он слишком распространен, чтобы кому-то принадлежать, и является базовым музыкальным элементом. Никто не отрицает, что он практически идентичен куску из «Taurus», но такие совпадения происходят в музыке постоянно. Никому не приходит в голову судиться из-за одинаковых последовательностей аккордов или распространенных приемов, количество которых ограничено. Главная задача юристов Led Zeppelin — убедить в этом присяжных. Музыкантам уже отчасти помог суд. Согласно его решению, истцам нельзя будет упоминать о других случаях плагиата в песнях Led Zeppelin (а их было немало), и о том, сколько наркотиков и алкоголя употребляли Пейдж и Плант в начале 1970-х.