"Мы буквально лезли в мусорки". Как без денег снять фильм-постапокалипсис
Вместо того чтобы снимать фильмы, молодым режиссерам в Беларуси приходится работать ассистентами, «нянечками» для актеров или «хлопушками». Собственные проекты молодежи не доверяют, и чтобы остаться в кино, им приходится соглашаться на работу, далекую от творчества.
Алеся Комякова и Илья Финевич-Сокуро с таким подходом не согласны и решили снять собственный фильм — 30-минутную постапокалиптическую короткометражку «Послание древних».
И хотя бюджет фильма — 0 рублей, снимать ребята хотят по-голливудски и уже нашли несколько лайфхаков. Наработки сценария у Алеси были давно. Съемочную группу собирали из таких же молодых актеров, декораторов, операторов, готовых работать бесплатно.
Илья — выпускник Белорусской государственной академии искусств, Алеся оканчивает четвертый курс академии. Оба они режиссеры, оба работают в кино, но не на той специальности, которой учились и о которой мечтали. Алеся — ассистент по актерам, Илья начинал карьеру с ассистента звукорежиссера.
В целом ребята рады, что пришли на площадку с низов, поскольку так они узнали кинопроцесс изнутри.
«Я доволен своей дорогой, потому что иду с низов. Многие режиссеры приходят на площадку по знакомству через клипы или рекламу и не понимают цехов вообще. Когда ты начинаешь с низов, ты знаешь кухню изнутри и знаешь, кто что думает о режиссерах», — говорит Илья.
«Послание древних» команда воспринимает как возможность заявить о себе, поэтому всех участников режиссеры мотивируют максимально продемонстрировать свои таланты и потенциал.
В интервью Naviny.by молодые режиссеры рассказали, как молодежь может создать фильм буквально без рубля в кармане.
Лучшие декорации — на свалках
Действие фильма происходит в 2150 году. Наша планета практически полностью уничтожена человечеством, которое к этому времени уже перебралось на Марс, за исключением нескольких неудачников. Главный герой — молодой изобретатель, который создал машину времени и хочет ее продать, чтобы тоже улететь на другую планету.
Тема постапокалипсиса выбрана неспроста. Во-первых, для нее реально найти хорошие декорации. Во-вторых, говорит Алеся, команде интересно работать в этом жанре.
К примеру, специалисты по компьютерной графике сами вышли на режиссеров и захотели поучаствовать в проекте.
«Мне кажется, люди изголодались по возможности развернуться, — предполагает Алеся. — В 99% заказов ты знаешь, что от тебя хотят, и ты не можешь покреативить. В этом фильме есть возможность показать себя».
В фильме всё будет оригинальным — от декораций до музыки и компьютерной графики. Мечта Ильи — привлечь к проекту еще и симфонический оркестр.
Основное действие происходит в доме главного героя, за пределами которого — песчаные бури и остатки цивилизации. На практике домом послужит гараж в Колодищах, но когда команда только начинала работу, в этом гараже не было ничего, напоминающего обжитое жилище.
«Мы пришли в гараж, а там просто белые стены, — рассказывает Алеся. — И у нас ничего нет, ни копейки денег. Но мы настолько хотели снимать, что в буквальном смысле лезли в мусорки. В гаражном массиве мусорки — это просто Клондайк, мы там столько всего нашли!».
На гаражную свалку ребята ходили, «как в магазин» — там, по рассказам Алеси, даже корзинку для покупок нашли. Но у этого мусора есть своя особенность — в гаражах выбрасывают только то, что связано с машинами, поэтому реквизит собирается еще и через группу фильма «Вконтакте».
Этот способ, говорит Алеся, оказался на удивление действенным. Многое приносят родственники и знакомые. Папа Алеси достал для фильма респираторы, различные измерительные приборы и другие фактурные вещи, педагог из академии притащила тяжелую ржавую цепь.
«Титры будут длиннее, чем фильм», — шутит Илья, вспоминая всех людей, которые помогали им в поисках реквизита.
Но не всегда всё получается достать бесплатно, к примеру, фанеру для приборной панели машины времени пришлось купить — большие куски фанеры, сколько не искали, никто не выбрасывает.
Сейчас ребята ищут подходящую резиновую рыбку для аквариума — с особым выражением лица.
«Это очень важно — детали. Вот будет у рыбки некрасивое лицо, грубо говоря, глупое, а ведь когда аквариум разобьется и она упадет, это должно стать символом разрушенной мечты. Эта рыбка будет лежать и смотреть на него, и нужно, чтобы у рыбки был осмысленный взгляд», — объясняют режиссеры.
Отдельный человек в команде занимается костюмами. Часть вещей ребята позаимствовали у любителей RPG-игр, еще часть адаптируется из одежды участников группы — ее режут, варят, отбеливают. Фильм облегчил шкафы всей команды.
«И мой гардероб обеднел — остались только джинсы и трико», — смеется Илья.
Единственное, на что команде действительно нужны деньги — это бензин, чтобы ездить в гараж в Колодищах, выезжать на загородные локации во время съемок.
Нужную сумму, порядка 12 миллионов рублей, ребята пытались собрать на краудфандинговой платформе «Улей», но компания провалилась, не получив и 10% от нужной суммы.
В итоге команде пришлось тратить свои последние запасы. «Лучше последние штаны снять, но мы должны сделать этот фильм — это смысл нашей жизни. Мы учимся на этом, работаем, видим в этом свое будущее», — считает Алеся.
«Мы просили самую маленькую камеру, а нам дали голливудское оборудование»
Масштабы проекта растут сами по себе, практически в один голос говорят режиссеры, рассказывая о том, как им удалось бесплатно получить дорогое киношное оборудование.
Команду поддержали три коммерческие компании, работающие в производстве кино: одна предоставила оборудование для съемок (камеры, свет
За камерой режиссеры обратились к компании Firstrental в надежде получить хоть какую-то технику, но в итоге им дали профессиональное оборудование, возможность научиться им пользоваться и потренироваться.
«Нам дали волонтерские камеры, объективы, свет, бригаду, машины — и всё это просто за идею. Это голливудское оборудование, мы бы не смогли его достать», — говорит Илья.
Во сколько бы обошлась команде аренда этого оборудования, они не считали, но говорят, что суммы нереальные и исчисляются тысячами долларов в день.
«Это не для студенческого, не для короткометражного кино, а для кино, у которого есть бабло», — говорит Илья.
За рулотом команда обратилась к компании Filmvagen. «Мы сказали им, что нам очень нужен рулот, потому что снимаем в гараже, а там негде развернуться. Мы им написали письмо: дайте, пожалуйста. Они говорят: берите», — рассказывает Алеся.
Декораторы, узнав, что гараж будут снимать на хорошую технику, поспешили избавиться от всех косяков, которые были бы незаметны при съемке фильма на смартфон.
«Сейчас каждый болеет за свою работу, потому что ее качество будет видно», — смеется Алеся.
Актеры в команде — студенты и выпускники академии. Кто-то работает в театре по распределению, кто-то только начинают карьеру и снимается в эпизодических ролях в кино, так как большие роли молодежи тоже не доверяют. Часто, по словам Ильи, молодым актерам приходится сниматься в дешевых и некачественных российских сериалах.
«Ты идешь туда работать, потому что нужно зарабатывать деньги, но там у тебя отбивают желание трудиться. Никому особенно не нужно, чтобы ты работал над ролью, чтобы режиссер занимался раскадровкой. Там всё происходит быстро. И актеры забрасывают профессию», — говорит Илья.
Три минуты в день — как в большом кино
Наибольший упор режиссеры делают на подготовку, но уже вплотную подошли к съемочному процессу — его планируют начать в конце мая.
«У нас очень большой и сильный подготовительный период. Есть такое выражение: кино готово, осталось его снять. Вот мы хотим сделать именно так. А сам съемочный период, скорее, зафиксирует то, что мы сделаем», — отметил Илья.
Снимать планируется до трех минут хронометража в день — как в большом кино.
«В сериалах в день снимают 10 минут хронометража, в большом кино — 3 минуты. Это дает возможность порепетировать, снять лишний дубль, подумать, пообщаться и расслабиться», — объясняет Алеся.
По ее словам, у актеров будет возможность лучше раскрыть образ своего героя, осмыслить его реплики, хотя репетировать они начали уже давно.
«Мы просили актеров, чтобы они перед съемками пришли и порепетировали на локации, чтобы главный герой пришел в свой „дом“ и обжил его, разложил вещи так, как ему удобно. В этом месте должна быть жизнь».
Больше всего режиссеры боятся снять неправду и хотят, чтобы фильм получился настоящим, хоть он изначально и фантастический.
«Поэтому в декорациях мы добивается стопроцентного натурализма. Чтобы зритель верил в то, что он видит. В декорациях, в костюмах — во всем должна быть правда», — говорит Алеся.
Съемки будут проходить не только в гараже, заявочные планы планируется снять на солигорских терриконах — сейчас ребята пытаются получить разрешение, а также на закрытом цементном заводе, согласие которого уже есть.
В фильме будет использоваться «чистый звук» — без студийной переозвучки.
«Стопроцентный чистый звук у нас не получится — это очень сложно. Мы не сможем записать все шумы, поэтому звукорежиссер будет это добавлять. Реально на выходе будет процентов 80 чистого звука. Но главное — оставить в чистом звуке голоса актеров», — рассказывает Илья.
Распространенную в России практику переозвучки он не понимает: «Я не знаю зачем, но сейчас все переозвучивают. В фильме был выбран дубль, актеры репетировали, накачивались-накачивались, выдали, потом всё — в ящик и давайте мы переозвучим за 5 минут в комнате два на два, без условий, без атмосферы».
По предварительным расчетам, проект может быть готов к концу июля. Что с ним делать дальше, ребята пока всерьез не думали, но в интернет выкладывать не хотят и считают, что сначала фильм нужно повозить по фестивалям. Именно поэтому хронометраж ленты ограничен 30 минутами — это требование основных доступных (по стоимости участия) фестивалей.
Также режиссеры хотят обратиться к дистрибьюторам, чтобы фильм показали в кинотеатрах.
«Наша цель — показать фильм, если он понравится зрителям, то из него можно сделать полный метр. Если понравимся мы как режиссеры, то мы тоже открыты для предложений», — говорит Илья.