Валерий Хаит: а про Лукашенко можно шутить, а то меня, может, из страны не выпустят?
Валерий Хаит — замечательный юморист и обаятельный капитан — приехал на творческую встречу в Минск доказать существование настоящего одесского юмора, поразмышлять о славе и объяснить, почему он не смотрит современный КВН.
Валерий Хаит — капитан легендарной сборной команды КВН Одессы конца 1960-х. Руководитель одесских команд-чемпионов КВН 1972 и 1987 годов (первая команда джентльменов ОГУ). Один из основателей одесской Юморины (1972 год). Вице-президент Всемирного клуба одесситов. Главный редактор одесского юмористического журнала «Фонтан» (с 1997 года). |
Отвечая на вопросы журналистов, Валерий Исаакович сразу пояснил, что настороженно относится к слову «замечательный».
— Когда говорят, к нам приехал замечательный человек — это сразу усложняет мне жизнь, а слово «обаятельный» еще больше. Значит, нужно доказать, что я замечательный, а не с улицы. А если я окажусь не обаятельным, это будет означать, что тот, кто меня так представил, преувеличил.
Так вот, обо мне... Жванецкий говорит, что есть юмор, вызывающий смех, а есть шутки, вызывающие улыбку сострадания, и я имею нахальство предполагать, что то, чем я занимаюсь — журнал «Фонтан», издательство книг — это юмор литературный, что мы продолжаем традиции южнорусской школы, великих имен. Но это, скорее, говорит о моей нескромности. Тогда о других.
О современном КВН и с(С)лаве:
— Я бывший КВН-щик, но КВН не смотрю. А зачем? Чтобы быть в курсе, чем шутит нынешняя молодежь? Сегодняшний КВН превратился в шоу, он соответствует времени — звезды в жюри, оформление сцены, хореографы, балетмейстеры, аранжировщики. Конкурса капитанов не существует, липовые разминки, импровизации практически нет. И Александр Васильевич Масляков — потрясающий организатор, бизнесмен и шоумен — этот КВН любит и всячески культивирует.
Ничего не имею против, но мне это не близко и не интересно. Более того, у меня к КВН есть претензии. Благодаря ему на нашем телевидении родилось много программ и вышло из него множество людей, которые насаждают юмор, который мне не близок, в частности, «Камеди клаб».
Если говорить о современной молодежи, я предпочитаю юмор театра «Квартет И». И не только потому, что один из его участников — мой младший сын Слава Хаит.
Кстати, ведь настоящая слава ко мне пришла только сейчас. Я сейчас знаменит как папа Славы. Чувствую я себя примерно, как Бедрас Киркоров, когда в связи с тем, что он папа Филиппа, у него по всей России пошли гастроли. Я понимаю, что у вас делается в душе при взгляде на меня. Вы вынуждены меня слушать, дожидаясь, когда я перейду к главному — сыну.
Конечно, если бы на моем месте стоял Слава, вам было бы интереснее. Но! Здесь для подстраховки я беру с собой в поездки маму Славы. С нами можно сфотографироваться.
Об одесском юморе и перлах белорусского президента
— Истоки одесского юмора — это 120 национальностей Одессы. Только с помощью юмора можно выжить в таком смешанном городе и не передраться.
Настоящий одесский юмор — он литературный, но демократичный и доступный, это вкус культуры и цивилизации, это способность различать нюансы, а не «спокойной ночи, падежи». Михаил Жванецкий — его ярчайший представитель.
Существует ли юмор белорусский? Безусловно. Юмор — это необходимая обязательная часть существования, это блестящее оружие мира, извините за оксюморон. Белорусского юмора не может не быть, как не может не быть юмора вообще.
Что я думаю о перлах белорусского президента? А об этом можно шутить, а то меня, может, уже из страны не выпустят?
Михаил Зощенко сказал замечательную фразу: «Башмак стопчется по ноге». Это он говорил об истории, о событиях, революциях. Так вот, батька же Конституцию менял не при огромном сопротивлении всего народа. Люди разные. Всегда есть диссиденты, оппозиция — это отдельные люди, а не все. Беларусь живет своей мирной жизнью. Кстати, вы знаете, что Канада сняла с Беларуси санкции? Так вот, башмак стоптался по ноге.
Что касается юмора, когда есть анекдоты про главу государства — это хороший признак.
Фото Сергея Сацюка
Ирина ТУРЧИНА