Скрипка от Лукашенко и "Мурка" с оркестром. 9 эмигрантов из Беларуси, покоривших мир музыки
Им приходилось работать сиделками, спать на полу и преподавать музыку в школе, прежде чем к ним пришла известность. TUT.BY вспомнил истории девяти исполнителей академических жанров, которые уехали из нашей страны и добились поразительных профессиональных успехов.
Спаситель миорского органа
Если быть точным, то органист Ростислав Выграненко родился не в Беларуси, а в крымском Симферополе. Но образование получил в нашей стране: окончил Республиканский музыкальный лицей сразу по трем специальностям: как пианист, органист и музыковед. Первый концерт он сыграл в 13 лет в итальянской Вероне. Будучи студентом, Выграненко составил каталог органов Беларуси (более 120 сохранившихся) и даже починил орган церкви Вознесения Девы Марии в Миорах, который местный настоятель хотел сдать на металлолом. В Беларуси он стал стипендиатом фонда «Новые имена», Министерства культуры, а также президентского фонда за выдающиеся достижения в искусстве.
В конце 1990-х Выграненко перебрался в Польшу, где живет до сих пор. Играет на органе в англиканской церкви св. Эммануэля в Варшаве. У Ростислава есть два сайта: один личный, а на втором он выкладывает в свободный доступ записи органной музыки.
Москвич Михаил Синькевич также получил образование в Беларуси. Окончил среднюю специальную музыкальную школу при Белорусской консерватории, работал в Оперном и Музыкальном театрах. Теперь он дирижер Мариинского театра.
Внук автора гимна страны
Фамилию Каризны можно найти во всех учебниках по истории Беларуси. Правда, речь пока не о виолончелисте Иване Каризне, а о его дедушке, поэте Владимире Каризне (именно он — один из создателей текста современного гимна страны). Впрочем, остальные родственники виолончелиста также связаны с музыкой. Отец — композитор, мать — концертмейстер, сестра — скрипачка.
После окончания музыкального колледжа в Минске Иван поступил в Парижскую консерваторию. В интервью TUT.BY музыкант рассказывал, что долго пробивался к успеху. Например, одно время у Ивана обозначились серьезные проблемы с финансами: в квартире, которую он снимал, не было кровати, и парень спал на полу. Сейчас такие трудности позади. В 2014 году он окончил консерваторию и в том же году поступил в аспирантуру при ней.
Популярность Каризне-младшему принесло участие в двух конкурсах. В 2010-м он выступал на классическом «Евровидении» (Беларусь в нем участвовала впервые) и дошел до финала. А в следующем году первый среди белорусских виолончелистов стал одним из победителей Международного конкурса имени Чайковского, где завоевал бронзовую медаль и диплом лауреата III премии.
Артист не забывает о своей родине и время от времени дает здесь удивительные концерты. Так, Ивана Каризну в сопровождении оркестра музыкального дома «Классика» (дирижер — Иван Костяхин) можно послушать 26 апреля в Минске в рамках серии концертов «Сила классики Volkswagen».
Футболист, севший за пианино
Бренд Kempinski стал в Беларуси нарицательным. Именно для этой международной сети в Минске стал возводиться гостиничный комплекс, нарушивший архитектурный ансамбль центра столицы. Но в судьбе пианиста Кирилла Кедука Kempinski сыграл особую роль.
Кирилл — уроженец Гродно. В детстве он интересовался футболом и даже некоторое время занимался в футбольной секции (в свое удовольствие Кедук играет до сих пор). Но в конце концов он выбрал музыку. В семь лет впервые вышел на сцену, а в десять уже выступал вместе с симфоническим оркестром в Белгосфилармонии.
Отец Кирилла — поляк по происхождению, поэтому, когда парню исполнилось 13 лет, семья переехала в Гданьск (Кедук считает Польшу своей второй родиной). Там Кирилла нашла корпорация Kempinski. Она оплатила учебу и проживание в Италии, что дало старт карьере музыканта. Теперь молодой пианист живет в Германии и гастролирует по миру. А в Минске с концертом будет 12 мая.
Из сиделки — в концертмейстеры
Ученик легендарного педагога Владимира Перлина, виолончелист Алексей Киселев попал в Англию как студент: он поступил в Королевский музыкальный колледж в Лондоне. Стипендия уходила на проживание и еду, поэтому первое время Алексей был вынужден подрабатывать сиделкой (пару часов в день присматривал за ребенком), подрабатывать в лондонских оркестрах и давать частные уроки.
Чтобы начать сольную карьеру, Киселеву требовалась рабочая виза. Ее могли получить лишь концертмейстеры большого оркестра. Узнав о прослушивании в Королевский шотландский национальный оркестр, Алексей подал заявку, прошел отбор, выдержал девять месяцев испытательного срока и получил заветное место. Теперь Киселев - концертмейстер и солист оркестра, также преподает в Королевской консерватории Шотландии. Его выступления расписаны на год вперед.
«Певец мира», не подошедший Минску
Оперные солисты не всегда любят музыковедов, которые занудно анализируют, а порой и находят ошибки в их исполнении. Редкий случай, но будущая оперная звезда Надежда Кучер сначала оказалась по другую сторону баррикады. Она окончила с отличием Минское музыкальное училище имени Глинки именно как музыковед. А потом со второй попытки поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию. Еще будучи студенткой, она отправила резюме в наш Национальный театр оперы и балета, но ей отказали.
Вероятно, спустя некоторое время театр об этом пожалел. В июне 2015 года Кучер выиграла Международный конкурс оперных певцов «Би-би-си» в Кардиффе (другое название соревнования: «Кардиффские голоса» или «Певец мира»). Теперь Надежда, которая является солисткой Пермского оперного театра, востребована самыми крупными театрами мира.
Кстати, пример Кучер не единственный. Когда-то выпускницу Белорусской консерватории Ирину Гордей не приняли в состав труппы Оперного театра. Гордей ничего не оставалось, как стать солисткой Мариинского театра и приехать в Минск на гастроли в качестве звезды. Почти все билеты на ее ближайший концерт 3 мая уже раскуплены.
«Как я был вундеркиндом»
В советское время большой популярностью пользовалась повесть белорусского писателя Владимира Машкова «Как я был вундеркиндом». В ней рассказывалось о мальчике, которого родные пытались всеми способами сделать звездой. В результате он не видел детства. Об этом произведении вспомнилось после разговора с виолончелистом Микаэлом Самсоновым. Он со скепсисом отзывается об учебе в Минске. «Из меня сделали вундеркинда, — говорит Микаэл. — Вместе с почестями и гениальностью было много насилия и унижения. Все ради „успеха“».
После отъезда из Беларуси Самсонов жил и учился в четырех странах (Англии, Германии, Испании и Швейцарии). На «охоту к перемене мест» Микаэла толкали любовь, поиски самого себя, а также стремление найти учителя, который мог бы преподавать иными методами, отличными от минских. Теперь Самсонов — признанная европейская звезда. Он приглашенный концертмейстер виолончелей в лучших оркестрах Германии.
«Мурка» с оркестром
Как известно, юный Вольфганг Амадей Моцарт в возрасте шести-восьми лет объездил всю Европу, выступая с концертами. Практически по такому же сценарию начал свою карьеру и минчанин Тимур Сергиеня. Первый публичный концерт пианиста, на котором он исполнял собственные сочинения, юный артист дал в возрасте четырех лет. А в семь лет уже выступил в качестве солиста с Минским камерным оркестром.
В отличие от многих вундеркиндов, Сергиеня реализовал себя и во взрослой жизни. Причем не только музыкальной. С детских лет он изучал боевые искусства и в 1989 году создал в Минске школу боевых единоборств «Орион», где работал в качестве ведущего инструктора.
В 1999 году Тимур Сергиеня, к тому времени известный пианист и дирижер, перебрался в Германию. Теперь он живет в бельгийском Генте, является профессором по классу камерной музыки в местной Высшей школе искусств Королевской консерватории.
Сергиеня не боится браться за проекты, спорные для поборников академической чистоты. Несколько лет назад со Словацким симфоническим оркестром он исполнил знаменитую «Мурку».
Цимбалы нужны и в Греции
В музыкальной среде некоторые знают Ангелину Ткачеву как бывшую жену авангардного композитора Виктора Копытько (автора оперы «Синяя Борода и его жёны», поставленной в Оперном театре; симфонических, камерных и хоровых сочинений, музыки ко многим спектаклям и фильмам, в том числе к ленте «Анастасия Слуцкая»).
Отношения между бывшими супругами остались дружескими: Ткачева даже приезжала в Минск на его юбилей. Правда, в качестве греческой цимбалистки.
В 1989 году Ткачева вышла замуж и уехала в Грецию. По ее словам, думала, что шагнула в профессиональную пропасть. Но оказалось, что в Греции и других странах существует разновидность цимбал — инструмент под названием сантур (сантури). Многие композиторы хотели писать для него музыку, но не хватало профессиональных исполнителей.
Поэтому в новой стране Ангелина Ткачева-Статопоулос быстро пришлась ко двору. В 2001 году греческий композитор Георгос Хатзимихелакис написал для нее концерт по заказу Афинского оркестра. Произведение исполнялось на торжественном вечере, посвященном 100-летию воссоединения Крита с Грецией.
Подарок за 230 тысяч долларов
В 2007 году молодой белорусский скрипач Артем Шишков принял участие в международном конкурсе имени Чайковского. Чтобы пройти в третий тур, ему не хватило всего несколько баллов. В прессе высказывались мнения, что причина была в инструменте: «недорогую» скрипку не слышно с настоящим оркестром.
После этого в Беларуси начались поиски дорогого инструмента. Выбор был доверен Артему и его педагогу, профессору кафедры скрипки Академии музыки Эдуарду Кучинскому. Их выбор остановился на скрипке работы Андреа Гварнери, изготовленной в 1673 году. Скрипка стоила 230 тысяч долларов, смычок к ней — 18 тысяч. В 2011 году эти деньги выделили «Нафтан» и «Белтрансгаз». По словам дирижера Владимира Спивакова, Александр Лукашенко лично принимал участие в покупке скрипки Гварнери.
Но ко времени покупки Шишков уже работал в Вене и воспользоваться подарком не сумел. Теперь Артем — первая скрипка Lipkind Quartet (его возглавляет Габриэль Липкинд, один из ведущих виолончелистов мира). Возможно, со временем гонорары Шишкова позволят ему самому купить такую скрипку.