"Следуй за мечтой". Как звезда белорусского радио в 30 лет стал бортпроводником в авиакомпании
Многим белорусам Иван Беловский знаком под псевдонимом Иван Мирский. В начале 2000-х он работал на «Альфа-Радио» и был одним из самых видных белорусских радиоведущих, за что получил престижную российскую премию Попова, аналог телевизионной «Тэффи». Позже он стал первым лицом телевизионного проекта «Зона Икс», а через некоторое время уехал в Россию и неожиданно для всех решил стать бортпроводником. TUT.BY поговорил с Иваном о сбывшейся мечте и плюшевом мишке-путешественнике, которого он возит с собой.
Желание стать радиоведущим у Беловского появилось еще в детстве. Однажды его попросили сделать короткое объявление по школьному радио, от волнения Иван не спал всю ночь. С появлением ФМ-станций он стал активно звонить в эфиры радио «Би-Эй» Тамаре Лисицкой, в которую влюбился. Говорит, что именно благодаря ей окончательно определился с будущей профессией.
— В конченом итоге мы с ней провели много времени на радио и стали друзьями. Оказалось, что она помнит все мои звонки к ней. У меня где-то записи есть, как я участвовал в викторинах и конкурсах.
Хотя сначала в семье парня, по поводу его будущей карьеры журналиста были частые споры.
— Мой отец занимал высокую должность в Министерстве сельского хозяйства. Там он как раз курировал аграрное образование. Естественно, я должен был пойти по его стопам — быть ближе к земле, работе.
После журфака Беловского взяли на радио «101,2», затем на «Би-Эй», с которого позже он перешел на «Альфа Радио».
— На «Альфе» мы работали в дружной семье очень долго, до начала перемен. Пока Сергей Кузин и Виталий Дроздов не уехали в Киев. Затем уехала большая часть команды. Сейчас «Альфы» как таковой нет. Все произошло очень быстро. Казалось, радио только открылось, а уже пятилетие праздновали. Если бы была машина-времени, то дольше всего я бы задержался именно в том периоде.
Беловский говорит, что успех того «Альфа Радио» связан с постоянными экспериментами. Тогда же на радиостанции появился первый и один из самых популярных белорусских пранк-персонажей «Баба Зина».
— Работа с таким количеством профессионалов вызывала восторг, жажду деятельности, невероятные идеи фонтанировали. Хотелось быть на уровне, быть вместе с ними. Мозговой штурм шел перманентно: и днем, и ночью. Когда радио только организовывалось, его глава Сергей Кузин дал мне карт-бланш: я писал все концепции для работы службы новостей. В том юном возрасте это меня очень подбадривало. Мои юношеские амбиции имели выход и не оставались спрятанными в ящике с детскими колготами. Вспоминаю те времена с умилением.
Однажды Беловский пошел на пресс-конференцию, посвященную новому сезону БТ, и получил работу ведущего нового проекта «Зона Икс».
— Там была женщина, которая долго рассказывала, что они создали новый персонаж — поросенка Сеню и собирались запустить его в космос. Честно сказать, мне показалось это неистовым бредом. Сама фигурка не была похожа ни на свинью классическую, ни на поросенка. Я встал и спросил: «А где Буслик и Тимошка?» Они ответили, что это устаревшие куклы. «Но ведь Хрюша и Степашка за 40 лет не устарели», — между нами завязался спор. Это продолжалось минут 20, половина людей ржали, кто-то был за меня, кто-то против. У женщины, которая защищала Сеню, стали потеть очки. Произошел фарс. Правды я не добился, но после этого ко мне подошли и предложили стать ведущим первой программы криминальной хроники.
Иван признается, что никогда не любил эту тему, но понимал, что программу будут смотреть.
— Существует правило «четырех С», о том, какие темы больше интересуют людей — смерть, страх, секс… Мы показывали страх. На съемки с мест происшествий я не ездил, читал подводки, поэтому мог совладать с эмоциями. Но ездить, снимать и смотреть это все я бы не смог.
Долгое время Беловский совмещал работу на радио и телевидении, но в какой-то момент понял, что этого ему мало для внутреннего развития.
— Было тяжело работать, кризисы всякие. Может кризис в голове, прежде всего. Мне хотелось большего. Тогда был отток людей: кто-то уезжал в Киев, кто-то в Москву, кто-то заграницу. Причем первый поток людей состоял из моих друзей, которые обосновались в Москве. Я поддался всеобщему настроению и переехал к ним.
До переезда радиоведущий был в Москве лишь однажды, на курсах по журналистике, за три месяца до отъезда из Минска. Говорит, что долго искал работу, на радио не получалось, зато получилось на телевидении.
— Я влюбился в этот темп, который совершенно разнится с белорусским. Мне показалось, что здесь все живее, дома выше, солнце ярче, зарплаты больше. Это все меня соблазнило. Приехал, долго не мог найти работу. Потом появились редкие заработки на телевидении репортером. Когда обрастаешь знакомствами и друзьями, становится проще. Пошел работать утренним репортером на НТВ. Затем пригласили на федеральный телеканал «Звезда». Долгое время там работал ведущим новостей.
Но неожиданно для коллег, практически на пике карьеры, Иван решил уволиться и сменить профессию на мечту.
— Мне все нравилось, чувствовал себя неплохо, никаких разочарований в профессии не произошло. Но авиация сидела во мне давно. Я не так часто летал на самолетах, чтобы сильно полюбить эту профессию. Мне казалось, что это недостижимая мечта. Я все время интересовался, собирал модели самолетов, читал журналы.
Иван рассказывает, что еще работая на «Альфе» пробовал устроиться в «Белавиа». Ходил на собеседования, написал заявление.
— Но тогда там было всего три самолета, и туда все проходили по блату. У меня блата немного не хватило. Возможно, мне это и не сильно было нужно в тот момент. Кто-то свыше мне помог, чтобы я не застрял в новой профессии.
Когда решился попробовать снова — возраст уже поджимал.
— Для начального обучения в авиации существуют определенные рамки. К тому же произошло внутреннее солнцестояние. Может кризис среднего возраста. Я понял, что нужно уходить красиво, ни с кем не поругавшись.
У меня не было никакой поддержки, протекции, родственников, и вдруг мне в Москве досталась должность ведущего на одном из федеральных каналов. Зависть была, конечно. Люди иногда убивают из-за этого чувства. И я ушел в никуда. Вместе с двадцатилетними мальчиками и девочками стал учиться на бортпроводника. Многие крутили у виска, но я себе поставил цель.
Чтобы устроиться на работу бортпроводником, Иван несколько месяцев подтягивал английский и попал в «Аэрофлот» со второй попытки. Говорит, что вспоминает то время с большим вдохновением.
— Каждый этап моей жизни — восхождение на гору. Мне нужно, чтобы жизнь струилась, была наполнена событиями. Хотя дома я люблю спокойный, размеренный темп. У меня не бывает диких вечеринок после работы. Дом для того и существует, чтобы там отдыхать. Но в работе я предпочитаю постоянную динамику.
Иван сравнивает работу бортпроводника с работой психолога. Рассказывает, что общение с таким количеством разных людей — лучше любого института психологии.
— Когда я работал на телевидение, у меня не было обратной связи с людьми, кроме магазинов, где меня узнавали, и рассказов друзей, которые видели меня по телевизору. Здесь я глаза в глаза с людьми. 400 человек со своими характерами, своими тараканами в голове, и каждого ты должен понимать. Это колоссальный институт психологии.
Иван говорит, что новая профессия научила разбираться в людях.
— Даже если это какие-то неприятные разговоры, ты вынужден всегда быть на высоте и находить способы вырулить из напряженной ситуации. Бывают и приятные моменты: когда говорят слова благодарности, дарят яблоки. Получаешь от этого удовольствие.
Спустя пять лет Беловский летает старшим бортпроводником и является связующим звеном между летным и кабинным экипажами.
— У меня в подчинении бригада, которой я руковожу. Фактически менеджерская должность. Отвечаю за весь самолет наравне с командиром. А это не на земле, когда ты в любой момент можешь выйти, чтобы разрядиться. Летишь порой по 10−12 часов, за это время может произойти все, что угодно.
Иван говорит, что процент деструктивных пассажиров примерно такой же, как и в любой другой профессии. Вспоминает, как ему на радио звонили неадекватные люди с угрозами.
— Мы не имеем права применять физическую силу, законы этого не позволяют. За границей для этого есть специально обученные люди — маршалы, которые летают в составе экипажа, и у них есть спецсредства и полномочия усмирять. Нас обучали схемам общения с деструктивными пассажирами, но это все на бумаге, а в жизни бывает все по-другому. У кого-то личные проблемы — с женой поссорился, или на работе трудности. На каждого правила не распишешь. Здесь помогают только опыт и навыки.
За время работы в авиакомпании Беловский по многу раз бывал в десятках стран. Не посетил только Южную Америку и Африку, туда его авиакомпания не летает. После нашего разговора, его ждал рейс в Бангкок.
— Сумасшедшие впечатления о Камчатке с ее вулканами, сопками, воздухом. Очень люблю полеты на Дальний Восток, я там сплю, как медведь. Я влюбился в японцев, как в нацию. Настолько правильными людьми сложно жить, а у них это есть. В самолете после сна и еды, все встают и начинают делать гимнастику — круговые движения головой, ногами. Они себя очень берегут, это умиляет.
В социальных сетях у Беловского есть забавное хобби — фотографировать плюшевого медведя в странах, в которых он бывает.
— Мишка — мой прообраз, дружище. Этого мишку мне подарила девочка, когда я только начал летать. Я ей подарил какой-то нестандартный набор, которые у нас были для детей в самолете. А она мне подарила мишку. Кажется, это был рейс в Казахстан.
Один раз сфотографировал, и понял, что это будет моя фишка. Мне интересно его возить с собой. Наши чемоданы всегда просвечивают, просят открывать, и его всегда подозрительно рассматривают. Если он кого-то умиляет, мне приятно. Мишка — пилот — мой прообраз, измененное селфи.
На вопрос, по-прежнему ли сам получает удовольствие от постоянных перелетов, Беловский отвечает, что эмоции уже притупились.
— С другой строны, лететь по 12 часов в самолете — это ведь не просто раздать конфетки и улыбнуться, два раза поесть и приземлиться. Постоянно на ногах, обслуживание, питание, решение каких-то проблем. Но как и для любого человека, для меня посадка намного приятнее, чем взлет. Особенно, когда приземлеяешься дома и понимаешь, что у тебя впереди два выходных.
В суеверия, которые присущи многим профессиям, связанным с полетами, Иван не верит.
— Из своего жизненого опытя я понял, что каждый человек — вершитель своей судьбы и руководитель своей жизни. Я нашел для себя один верный принцип — лучше жалеть о том, что сделал, чем жалеть о том, что не сделал. Смена профессии была очень рискованна. Сейчас я не жалею. Да, были эмоционально тяжелые периоды, страх, хотелось вернуться обартно, но мысли материальны. Человек всегда должен верить во что-то хорошее.