"В деле остались сильнейшие". Как тренируется сборная Беларуси по самым сложным в мире танцам
В минувшем году белорусская команда по брейк-дансу Kienjuice заняла второе место на престижном конкурсе Battle of the Year в Германии. Танцоры его называют Чемпионат мира, а по статусности сравнивают с Олимпийскими играми. TUT.BY посетил репетицию команды, которая в этом году представит Беларусь на фестивале культур во французском Страсбурге и узнал, как куются победы.
— Брейк-данс признан самым сложным танцем в мире. В него входят и акробатика, и гимнастика, и цирковой искусство, и актерское мастерство, и боевые искусства, и народное танцы, — рассказывает Саша Киеня, основатель команды Kienjuice.
Команду Kienjuice условно можно назвать сборной Беларуси. В нее входит старый состав команды Xunters Crew — легенды белорусского брейк-данса, многократных чемпионов Беларуси, СНГ и Европы, которой в этому году исполняется 14 лет.
— В среднем все ребята, танцуют по 15−18 лет, когда-то имели свои команды. У нас, как и везде, происходит естественный отбор, поэтому в деле остались сильнейшие. На сегодняшний день они и еще пяток ребят — лучшие танцоры в стране. Мы как динозавры — старая школа, — улыбается Киеня.
Саша рассказывает, что начинал танцевать брейк во времена, когда не было интернета. Информацию найти было сложно, по памяти пытался повторить увиденные по музыкальным каналам движения.
— Лишь спустя полгода ко мне попала видеокассета с чемпионата Battle of the Year — самого популярного и престижного чемпионата по брейк-дансу, тогда пошел прогресс. Затирали кассеты до дыр. Сначала мы даже не знали, как называются элементы, которые мы разучивали. Придумывали им свои названия. Например, есть элемент, когда падаешь спиной, он называется «airdrop» — воздушное падение, мы его называли «болото». Нам казалось, он выглядит будто в болото падаешь.
Почти через 20 лет Саша поднялся на пьедестал того турнира, по видеозаписям с которого и учился делать первые движения. Рассказывает, что многие танцоры, пришедшие в этот вид танца, ранее профессионально занимались спортом. Некоторые пришли из единоборств, из акробатики, есть даже футболисты. Первые сальто Киеня учился делать в цирковой студии в родном Солигорске.
— Сейчас в каждом городе есть школа танцев. В 90-х такого не было. Качество многих их них оставляет желать лучшего, но какой бы она ни была, школа прививает детям любовь к танцам, спорту и активному образу жизни. Сейчас проще сидеть за компьютером. Есть даже игры по брейк-дансу. Дети играют онлайн с чемпионами мира. Лучше бы научиться делать это на танцполе, а после играли своими персонажами.
В то же время Саша понимает, почему все меньше детей приходят в залы. По нагрузкам брейк можно сравнить со спортом, но у нас зарабатывать деньги им не выходит.
— Жить по графику работа-дом-работа и параллельно тренироваться очень сложно. Достигать результатов в нашем виде и при этом остаться в трезвом рассудке — не скуриться, не спиться — тоже тяжело. Есть множество примеров, когда талантливые ребята долго шли к цели, но в итоге ни денег, ни морального удовлетворения. Тренировались, не учились, не занимались карьерой и оказались никому не нужны.
Киеня считает, что стране нужен серьезный молодежный центр, направленный на развитие уличной культуры. Такие есть во Франции, США, Корее, Японии.
— В этих странах есть университеты или факультеты, где можно получить образование: преподаватель по брейк-дансу или преподаватель по стрит-арту, или звукорежиссер-ди-джей и многие другие. Если бы у нас появился такой центр, там бы создавался отличный востребованный в мире продукт. Но у нас нет даже своего зала. Почти 20 лет танцуем, являемся неоднократными чемпионами страны, СНГ, Европы, завоевали второе место на Чемпионате мира в нашем виде «Battle of the year», который проводится уже 27 лет, и у нас нет ничего.
Несмотря на сложные условия подготовки, белорусские танцоры регулярно добиваются хороших результатов не только на спортивных состязаниях, но и в телевизионных шоу соседних стран, появление которых, по мнению Саши, очень способствуют развитию направления.
— «Танцы», «Танцуют все» — эти проекты набирают огромное количество просмотров. А у нас не верят в танцы, говорят: людям неинтересно, это незрелищно.
Наши ребята ездили на шоу. Сергей Поярков в украинском проекте «Танцуют все», вышел в финал. Ездил Илья Чижик в костюме гуся. Отличный номер! Дома не оценили, а поехал на шоу — и поперло. Во всем мире народные танцы востребованы, в любом парке развлечений их можно увидеть. У нас только на дни города и праздники какие-нибудь, и то артистам платят копейки, за которые не проживешь.
Антон Пануфник участвовал и в украинском проекте «Танцуют все», и в российском «Танцы», тоже стал финалистом. Сейчас будет участвовать в «Битве сезонов». Он тоже в свое время начинал с народных танцев, лет в 10 перешел на современные танцы. Теперь он универсал. Ездит с мастер-классами по всей России, у него более 400 тысяч подписчиков в инстаграм.
В этом году команду Kienjuice в качестве почетных гостей пригласили на восьмой ежегодный фестиваль культур в Страсбург. Там они покажут постановочное шоу и будут соревноваться с командами из других стран. Киеня говорит, что они планируют зарекомендовать себя во Франции, чтобы еще повысить статус коллектива и получить приглашения на другие брейк-данс мероприятия. Готова команда побороться и за золото на Чемпионате мира, но по словам Киени, без поддержки это остается лишь мечтой.