"Фельетон-фельетонище!" Как переписка с Минкультом поставила кинокомпанию на грань банкротства
Около года белорусская кинокомпания New Wave Production безрезультатно ведет переписку с Министерством культуры о продлении сроков производства детского фильма «Необыкновенные приключения Арбузика и Бебешки», с которым она победила в открытом республиканского конкурсе кинопроектов еще в 2012 году.
Как кинокомпания задолжала Минкульту 29 млрд рублей
Сейчас, по ходатайству Минкульта, счета компании заморожены, ей выставлена пеня в размере 29 млрд рублей. Это несмотря на то, что фильм завершен на 80%, а представитель крупной российской дистрибьюторской компания Russian World Vision после просмотра рабочих материалов предложил руководству НВП купить права на показ детской сказки в российских онлайн-кинотеатрах за 500 тысяч долларов. TUT.BY поговорил с директором кинокомпании, оказавшейся на грани банкротства.
— Практически год назад мы впервые обратились к Министерству культуры, как к партнеру, с просьбой продлить сроки производства фильма ввиду существенного изменения обстоятельств. Из-за финансовой ситуации в стране в конце 2014 — начале 2015 года, мы были вынуждены сменить литовских партнеров по производству анимационной части фильма из-за увеличения цены их услуг, — рассказывает директор кинокомпании Александр Левенчук. — Мы не хотели рисковать оставшейся суммой выделяемых Министерством культуры средств, а смена партнёров вела за собой отставание от графика производства из-за смены технологий по созданию анимации.
Александр говорит, что они обратились к литовским аниматорам, так как в то время наши были сильно избалованы российскими компаниями.
— Тех, кто мог бы создать всю анимационную часть картины за бюджет, который мы получили от Минкульта, мы здесь не нашли. Поэтому подключили литовскую компанию. А литовцы сказали: деньги — есть деньги, мы вам поможем. Но когда случилась девальвация, литовцев мы больше тянуть не могли, но и наши аниматоры снизили требования из-за кризиса в России.
Александр отмечает, что в обращениях к Министерству культуры они не ходатайствовали об увеличении финансирования, а стремились выполнить производство в рамках согласованной сторонами сметы. Просили лишь о переносе срока сдачи.
— Мы подавали заявку на участие в конкурсе кинопроектов с игровым четырёхсерийным фильмом. Именно Министерство культуры рекомендовало включить в фильм анимационную часть. Ситуация была понятна и при желании выход и компромиссное решение в пользу кино всегда можно найти, — резюмирует Левенчук.
Но на деле все оказалось иначе, и Минкульт не захотел пойти навстречу New Wave Production, мотивируя отказы разными предлогами. Александр приводит фрагменты переписки с министерством.
— Первым же ответом Министерства культуры на просьбу о продлении сроков был отказ со ссылкой на пункт 7 статьи 25 Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», который якобы запрещает продлевать сроки производства фильма. Однако, пункт 1 статьи 61 Закона указывает, что действие указанного Закона не распространяется на государственные закупки, если процедуры государственных закупок начаты или договоры заключены до вступления в силу настоящего Закона. Решение о проведение открытого республиканского конкурса кинопроектов было принято в 2012 году, а Закон вступил в силу
— Следующим аргументом отказа в продлении сроков производства фильма был пункт 7 Инструкции о порядке оплаты бюджетных обязательств. Но пункт 7 указанной Инструкции исключен в соответствии с Постановлением Министерства финансов № 6, вступившим в силу
— В следующем гневном письме Министерства культуры в продлении сроков производств отказано ввиду отсутствия доброй воли на заключение дополнительного соглашения, — улыбается Александр. — То есть у Минкульта отсутствует добрая воля на получение готового продукта.
Левенчук говорит, что далее разнообразие аргументов было исчерпано, и Министерство вновь вернулось к версии номер один. К тому же Министерство не соглашалось на предложения НВП решить вопрос об окончании производства фильма привлечением инвесторов.
«На страже интересов государства»
— На наш вопрос: «Какова цель постоянного поиска аргументов для отказа?», Минкульт с завидным постоянством твердит: «Мы стоим на страже интересов государства». Но при этом существует многочисленное количество примеров о продлении сроков производства фильмов другим кинопроизводителям! И в чем заключается интерес государства, и за что борется Министерство культуры? Наказать? — задется вопросом Левенчук.
По его словам, об этом прямо сказано в очередном письме Министерства культуры — «Увеличение сроков производства фильма является фактическим освобождением исполнителя от ответственности».
— Кроме того, в каждом письме в адрес кинокомпании министерство ссылается на применение пени согласно п. 9 Порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, утвержденного указом президента № 359.
Но этот указ не применяется к нашим с Минкультом отношениям, так как получателем бюджетных средств является Министерство культуры. И это ответом на наш запрос подтвердило Министерство финансов.
— По закону для нас эти средства являются оборотными. Это фельетон-фельетонище! — возмущается директор НВП. — Складывается впечатление, что основной целью является применение мер ответственности, а не решение задач, направленных на создание фильма.
Александр подчеркивает, что важным аспектом является тот факт, что Министерство культуры взяло на себя обязательство по 100%-му финансированию производства фильма, но так его и не выполнило. Хотя этот пункт является одним из условий договора.
— Минкульт прекратил финансирование производства фильма. Вместо перечисления денежных средств он без каких-либо оснований требовал завершить производство фильма за счет наших собственных средств. При этом выставил на счета кинокомпании платёжные требования и штрафные санкции.
Александр говорит, что на данный момент его кинокомпания не имеет возможностей исполнить обязательство по окончанию производства фильма ввиду неисполнения Министерством культуры своих обязательств и упорного желания наказать любой ценой в ущерб интересам общества и государства.
— Сложившаяся ситуация ставит кинокомпанию НВП на грань банкротства, что увеличит число профессионалов, которые станут безработными, и бросает тень на республиканский конкурс кинопроектов, который должен развивать отечественный кинематограф, а не «гробить» его.
Александр говорит, что из-за сложившейся ситуации стали появляться различные слухи о судьбе картины, поэтому 22 января он продемонстрировал рабочий материал «Невероятные приключения Арбузика и Бебешки» кинопроизводителям, кинокритикам, преподавательскому составу «Белорусской государственной академии искусств» и представителям прокатных организаций. В том числе директору крупного российского онлайн-кинотеатра Russian World Vision, который высоко оценил материал и предложил купить права на показ детского фильма за полмиллиона долларов.