"Война и мир" в интерьерах латвийского дворца Бирона
Владимир Дорофеев, Sputnik.
BBC завершила показ шестисерийного сериала, снятого по роману "Война и мир". Значительная часть съемок фильма проходила в Латвии, в Рундальском дворце, принадлежавшем когда-то герцогу Бирону. Корреспондент Sputniк Латвия прошелся по анфиладам дворца и оценил английский сериал сквозь призму живущих здесь легенд. В роли экскурсовода — Владимир Дорофеев.
Вот уж не знаю, как фильм оказался таким многогранным. Может, гений места благоволил актерам. Но в результате известные всем сюжетные линии Безуховых, Болконских, Ростовых и других героев романа в интерьерах Рундале приобретали особую остроту и смысл.
В сериале мы видим Рундальский дворец буквально с первых минут, когда Пьер Безухов входит в салон фрейлины императрицы Анны Павловны Шерер.
Полный надежд Пьер Безухов входит в Тронную залу Рундале. Вступает. Сказать по чести, мне очень понравился Пьер в исполнении молодого Пола Дано — наивный, порывистый герой, на которого с неодобрением косится свет — лицемерный и льстивый.
Пьер встречает своего друга, молодого князя Болконского. Уходят они вместе — через парадный вход Рундальского дворца. Архитектурный шедевр Растрелли отлично виден в перспективе.
Пьер влюблен в Элен Курагину. Болконский предостерегает его от общения с ее братом Анатолем. Но давший обещание Безухов вскоре летит к своим друзьям-гусарам. Пьяный дебош — и с жесточайшего похмелья Пьер просыпается в Рундале, в покоях герцога Бирона (властителя Курляндии, и очень короткое время — всей России), в салоне с голландскими картинами.
Пьяные офицеры валяются на музейной мебели. Салон герцога в Рундале — домашняя художественная галерея. В XIX веке здесь действительно могли ночевать гости, задержавшиеся на ночь. Но только не при герцоге Бироне! А если бы пьяного обнаружили нынешние сотрудники музея, это был бы форменный международный скандал. Сотрудники хоть и вежливы, но порча музейных экспонатов… В общем, показывать эту сцену музейным сотрудникам — слишком жестоко.
Отец Безухова при смерти, и Курагин везет его в карете в Москву. Смотреть на бедного Пьера жалко, особенно если вспомнить печальную историю молодого владетельного герцога Курляндии и Семигалии Фридриха Вильгельма. Этот юноша взял в жены племянницу Петра Первого Анну Иоанновну (да-да, будущую царицу.) Но на своей свадьбе в Петербурге он вздумал перепить самого императора Петра. В результате бедолага умер так же мучаясь похмельем и трясясь по дорогам в карете.
Впрочем, безутешная невеста приблизила к себе своего секретаря Эрнеста Иоганна Бирона, и когда сама стала императрицей России, не забыла друга юности, взяв его с собой в Петербург.
Там Бирон обзавелся полезными связями, и при поддержке польского короля стал герцогом Курляндии. А став герцогом, заложил постройку летнего Рундальского дворца. Вот такая получилась историческая взаимосвязь: не умер бы от похмелья Фридрих Вильгельм — не было бы и Рундале.
Пьер становится наследником неслыханного богатства графа Безухова. Теперь он — один из самых богатых людей России.
Рундальский дворец мы видим вновь, когда Пьер и граф Куракин обходят новые владения Безухова. Они проходят через галерею, соединяющую Золотой (Тронный) и Белый залы, и в Белом зале граф Курагин советует Безухову подумать о развлечениях. Самое место — бальный зал!
В Тронном зале (тот, что исполняет роль салона Анны Павловны Шерер) мрамор, позолота и богато расписанный потолок подавляют ощущением роскоши. В Белом зале, напротив, белизна стен подчеркивает праздничность обстановки. Гости этого дворца обожали балы настолько, что в XIX веке пришлось менять паркет — предыдущий стерся до дыр от танцев!
Пока старый интриган князь Курагин обхаживает Пьера Безухова, задумывая женить его на своей дочери Элен, его дети играют во взрослые игры.
Анатоль заходит в комнату к своей сестре Элен и забирается к ней под одеяло. Несколько фривольно для Толстого. Но…
Портреты, глядящие на героев со стен, могут рассказать много тайных историй. Юные девушки на портретах — это дочери Петра Бирона от его третьей супруги Доротеи фон Медем. Когда они сочетались браком, ему было 55, ей 18. На портрете справа — Паулина и Иоганна, слева — Вильгельмина и младшая дочь Доротея (в будущем — герцогиня Саган де Талейран).
Хотя младшая Доротея и признана герцогом как дочь, ее настоящий отец — польский дипломат граф Александр Батовский. Доротея-старшая под конец жизни совсем охладела к мужу, переехала в Курляндский дворец в Берлине, где держала аристократический салон. Ее гостями часто бывали российский император Александр I, Фридрих-Вильгельм III Прусский, Наполеон и Талейран.
Доротея полюбила старого лиса Талейрана, пережившего в качестве министра иностранных дел все революции и монархии. Она стала его любовницей и выдала свою младшенькую за его племянника. Однако племянник был только ширмой для света! Французский дипломат навещал и мать, и дочь. Не избежала очарования "света" и старшая дочь герцогини Вильгельмина. Она вступила в связь с другим любовником матери — генералом Армфельтом и даже родила от него внебрачного ребенка.
И пусть лицемеры твердят, что эти смелые сцены чудовищно исказили замысел Толстого. На мой взгляд, нравы эпохи отражены вполне правдоподобно.
Но вернемся к Пьеру Безухову, чтобы сопровождать его в прогулках по Рундале. Теперь Пьер не изгой, он любимец света.
Пьер с Элен играют в аудиенц-кабинете герцога Петра Бирона. Примечательно, что сверху на них взирают Адонис и Венера, мифологические любовники. Но зрители этого не видят. Сын и преемник Эрнста Иоганна Бирона, последний герцог Курляндии, Петр, как и Пьер, был идеалистом, которым женщины вертели как хотели. В свете его супруга была куда влиятельнее него.
Следующую сцену между Пьером и Элен создатели сериала перенесли в спальню герцога. Пьер, как ягненок, следует за сильной и искушающей Курагиной. Со стен на него одобрительно смотрит чета старших герцогов.
В этой спальне всякое бывало — здесь и грезили, и любили! Но все же чаще здесь бывало гораздо больше людей, чем двое. И укладывала герцога, и будила целая свита. Во время отхода ко сну и пробуждения герцог оставался наедине с самыми своими верными придворными, и это было время тайных приказов. Большая часть которых с постельными утехами ничего общего не имела.
Следующая сцена — в столовой герцога. Общество собралось за столом при свечах. Князь Куракин объявляет о помолвке Пьера с Элен. Что ж, на каждого богатого идеалиста находится жена. Эти палаты могут рассказать много таких историй.