Никакой попсы и слуцкие пояса в обмен на Шишкина: директор рассказал о планах Нацмузея
Директор Национального художественного музея мечтает приобретать больше работ современных белорусских художников, но осознает, что на те картины и скульптуры, которые нужны музею, не хватит даже всего ВВП страны. Об этом он рассказал на круглом столе в Минске 16 февраля.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/02/1455706952269887.jpg)
Для Национального художественного музея важно приобретать современное белорусское искусство, считает генеральный директор музея Владимир Прокопцов:
— Нам сегодня необходимо заполнить лакуны современными белорусскими художниками, чтобы не получилось через некоторое время так, что художники уйдут, а их работы близкие продадут за три копейки. И нам потом придется покупать их значительно дороже — как получилось с художниками Парижской школы. Нам бы хотелось сегодня иметь и Шагала, и Сутина.
У музея достаточно большая коллекция работ Витольда Белыницкого-Бирули, Ивана Хруцкого, Станислава Жуковского, но «необходимо работать над коллекциями других художников», сказал Владимир Прокопцов.
Говоря о программе максимум в сфере закупок для музея, Прокопцов отметил, что «всего ВВП Республики Беларусь не хватит, чтобы купить то, что нам надо».
![](http://www.21.by/pub/news/2016/02/1455706952309641.jpg)
Шишкина в обмен на слуцкие пояса
В НХМ готовы к различным формам сотрудничества с зарубежными коллегами.
Например, в настоящее время в фондах музея насчитывается 13 работ Ивана Шишкина, за каждую из которых на аукционе можно получить около миллиона евро, однако есть только два слуцких пояса. И музей готов поменять одну работу Шишкина на 10 поясов (стоимость каждого пояса — порядка 100 тысяч евро).
— Это запрещено российским и белорусским законодательством. Однако такой культурный обмен мог бы состояться в порядке исключения в рамках Союзного государства с принятием решения на уровне руководителей государств, — пояснил Владимир Прокопцов.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/02/1455706952325914.jpg)
Директор музея считает важным для себя как руководителя успеть приобрести ценные экспонаты для музея: «Чтобы, как говорил классик, не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, и, умирая, я мог сказать, что работая директором музея, прожил жизнь не зря».
По мнению Владимира Прокопцова, к сотрудничеству с музеями следует активнее привлекать бизнес, но нужны определенные льготы для тех, кто вкладывает средства в культуру и искусство. Пока же основной спонсор музея — государство.
При этом музей «старается заработать, не сидит на шее государства». Например, в 2015 году доходы НХМ составили порядка 5 млрд рублей. В том числе за внебюджетные средства музея ведется строительство, ремонтные работы.
Среди успешных коммерческих проектов Владимир Прокопцов упомянул выставку «Изобретения да Винчи», организованную в 2015 году совместно с «Берин Арт Менеджмент». Выставку посетили 47 тысяч человек.
Цены на билеты и живописная попса
Владимир Прокопцов высказал мнение, что посещение музея не должно быть бесплатным: «Когда билет обходится хоть в три копейки, это меняет отношение, имеет воспитательную функцию».
При этом директор добавил, что каждый месяц музей организует день свободного посещения основной экспозиции.
В настоящее время в музее экспонируется коммерческая выставка «Гойя… Пикассо», билет на которую стоит 50 тысяч рублей в будни и 100 тысяч рублей в выходные.
Такие цены для Минска совсем небольшие с учетом того, что для организации экспозиции надо было застраховать коллекции 8 музеев из пяти стран, отметила заведующая отделом научно-просветительской работы НХМБ Надежда Усова. По ее словам, «без спонсорской поддержки это было бы невозможно».
И все же далеко не все измеряется деньгами в деятельности музея, основная миссия — воспитание вкуса в мире, который «захлестывает попса»:
— Мы не скатываемся на попсу. Можно привести Никаса Сафронова, набить бюджет. Однако мы привезем картины Евсея Моисеенко — белорусского художника из Санкт-Петербурга. Мы обязаны воспитывать высокий вкус. Люди, которые посещают наш музей, удивляются уровню выставок, современных мастеров в том числе. Например, сейчас у нас экспонируются работы Льва и Сергея Гумилевских. Их скульптура — доказательство того, что Беларусь сохранила свою школу, — подытожил Владимир Прокопцов.
![](http://www.21.by/pub/news/2016/02/1455706952357763.jpg)
Читайте также:
«Чтобы не пропал ни один сантиметр». Как возводят музейный квартал в Минске