8 причин, почему очередь на выставку Бакста в Минске должна быть не меньше, чем на Серова в Москве
10 февраля открывается выставка «Время и творчество Льва Бакста», чье 150-летие включено в список памятных дат ЮНЕСКО. Бакст — всего третий белорус, отмеченный этой влиятельной в сфере образования, науки и культуры организацией. 150 лет также исполнилось в этом году и Валентину Серову, выставка работ которого в Москве вызвала такой ажиотаж, что ее пришлось продлить еще на неделю.
TUT.BY приводит восемь причин, почему интерес к выставке Бакста, знакомого с Серовым по «Русским сезонам» в Париже, должен быть не меньшим.
1. Модерн, почти не представленный в Беларуси
Бакст — ровесник эпохи модерна, которая почти не представлена в Беларуси. Накануне Первой мировой войны под маркой Бакста выпускали мебель, аксессуары для ванной и прочие мелочи в стиле модерн. Но затем модерн вышел из моды.
Бакст хорошо известен за рубежом, но не в Беларуси, где родился. В 30-е годы с приходом советской власти изменился подход к искусству, которое стало отвечать идеологическим запросам власти, а модерн отнесли к порицаемому общественностью декадентству. На долгие годы Бакст был у нас забыт.
2. 200 работ передовых художников модернизма
На выставке покажут более 200 работ Бакста и его современников — известных художников объединения «Мир искусства»: Михаила Врубеля, Александра Бенуа, Александра Головина, Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Исаака Левитана, Николая Рериха, Валентина Серова, Мокалоюса Чюрлениса и других.
Среди них никогда ранее не выставлявшиеся в Беларуси Максимилиан Волошин, Кузьма Петров-Водкин и пейзажист Константин Богаевский, который почти всю жизнь прожил в Феодосии. Будут представлены и работы уроженцев Беларуси, которые также состояли в «Мире искусства»: Фердинанда Рущица, Дмитрия Стеллецкого и Савелия Сорина.
3. Самая дорогая картина выставки — прорыв в фовизм
Творчество Бакста представлено в виде 40 разнообразных работ — от графики до театральных эскизов. Зритель впервые увидит семь работ Бакста из корпоративной коллекции Белгазпромбанка, которые ранее не выставлялись. Самой ценной в коллекции является экспрессивный пейзаж — «Венеция. Купальщики на Лидо». Искусствоведы называют ее «прорывом русского художника в фовизм». Она же и самая дорогая картина выставки. Работа куплена у лондонского коллекционера.
4. Портрет музы футуризма
Стоит также отметить портрет авангардистки Ружены Затковой кисти Бакста, который в Беларуси будет выставлен впервые. Основатель футуризма Филиппо Томмазо Маринетти в 1921 году завершил свой поэтический вечер обращением к чешской футуристке: «Во имя Ружены Затковой да здравствует футуризм! Да здравствует футуристическая Прага!». В 1910 году Ружена вышла замуж за царского дипломата Василия Хвощинского и уехала с ним в Италию. Там она познакомилась с новыми художественными веяниями, с примитивной живописью Мештровича, футуристами и с русским авангардом. О ее работах похвально высказывался Пикассо. Во время гастролей русского балета в Италии Заткова познакомилась с Сергеем Дягилевым, Сергеем Прокофьевым и Игорем Стравинским.
Но в возрасте 38 лет Ружена умерла от туберкулеза. Многие ее работы, в том числе скульптуры, выполненные из бумаги, не сохранились. Примерно две трети произведений утеряны и теперь разыскиваются.
5. Театральные костюмы как произведение искусства
Из Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства приехали эскизы костюмов к балетным постановкам «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В оформлении Бакста спектакли прогремели в Париже и прославили художника, балерин и организатора «сезонов» — Дягилева. Будут представлены и созданные по этим эскизам костюмы.
Фактически Бакст — первый модельер, известный в Европе и США. Его театральные костюмы еще при жизни выставлялись в Лувре, перейдя, таким образом, в категорию произведений искусства. Блестящие костюмы Бакста породили в Европе моду на все экзотическое, русское и восточное.
6. Впервые в Беларуси Жан Кокто
Впервые в Минске двумя афишами «Русских сезонов» будет представлено творчество писателя, художника и кинорежиссера Жана Кокто. Он также был связан с «Русскими сезонами». В частности, написал либретто к скандальному балету «Парад», который ознаменовал приход авангарда в балетное искусство. Декорации к постановке делал Пикассо, и после скандала художник и писатель прославились, а билеты на другие постановки стали раскупаться.
7. Редкие акварели Наполеона Орды
Впервые в Беларуси покажут не графические, а редкие акварельные оригиналы Наполеона Орды. 12 акварелей с видами Гродно XIX века — каким застал город Бакст — предоставлены Национальным художественным музеем в Кракове.
8. Оригинальный Чюрленис впервые с 1911 года
Последний раз оригинальные работы Чюрлениса выставлялись в Минске в 1911 году. Выставка, приуроченная к 100-летию со дня смерти художника, которая прошла осенью 2011 года, и выставка 2015 года состояла лишь из репродукций и фотокопий фотографий.
Для посетителей будет доступно мобильное приложение — гид по выставке. Экспозиция продлится до 17 апреля, а затем поедет в Вильнюс, Ригу и Гродно.
Лев Бакст родился в 1866 году в Гродно в семье коммерсанта. С середины 1890-х гг. он стал одной из центральных фигур легендарного художественного объединения «Мир искусства», был автором иллюстраций для журналов «Мир искусства», «Золотое руно» и «Аполлон». В 1906—1909 гг. преподавал в частной школе Елизаветы Званцевой, где одним из учеников был Марк Шагал. Бакст наиболее прославился как театральный художник благодаря сотрудничеству с балетным импресарио Сергеем Дягилевым, по приглашению которого блестяще оформил ряд постановок «Русских сезонов» в Париже, таких как «Клеопатра» (1909), «Жар-Птица» (1910), «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912). Отличительной особенностью «Русских сезонов» был сплав музыки, хореографии и живописи, в котором все три компонента были самодостаточны и представляли собой произведение искусства. В 1924 году художник умер в Париже. Похоронен на кладбище Батиньоль.