Загадочные истории фильмов, снятых за бюджетные деньги
В 2011 году Александр Лукашенко подписал указ № 567 «О мерах по государственной поддержке и стимулированию развития кинематографии», который должен был вдохнуть новую жизнь в белорусское кино. Согласно документу, с 2012 года проводится открытый республиканский конкурс кинопроектов, в котором частные кинокомпании могут участвовать наравне с государственными. Многие деятели кино Беларуси с оптимизмом встретили новость о кончине монополии Национальной киностудии «Беларусьфильм» в борьбе за бюджетные средства на производство кино. Но нередко результаты республиканских конкурсов приводили к скандалам. TUT.BY вспомнил победителей с загадочной историей.
Участниками конкурса могут выступать организации кинематографии Беларуси. Тех, кто может получить государственную поддержку на производство кино (до 70%; неигровые, анимационные, фильмы для детей и юношества — до 100%, а если фильм претендует на статус «национальный» — 100%), определяет специальная комиссия, состав которой утверждает Министерство культуры.
Как отмечала начальник управления по кинематографии Министерства культуры Светлана Ярошевич, поданные кинопроекты должны оцениваться не только с точки зрения киноведов, но и с точки зрения рисков, возможностей и профессионализма людей, которые подают кинопроект и обязуются воплотить его в жизнь. Фильм должен быть реализован, чтобы средства вернулись государству.
Представители Минкульта также отметили, что по концепции стратегии развития кинематографии процент возврата для игровых фильмов должен составлять 30−40%.
Нередко среди победителей республиканских конкурсов можно встретить имена российских и украинских режиссеров и сценаристов, хотя, по словам Светланы Ярошевич, только в этом году обучение по специальности «режиссура кино и телевидения» в Академии искусств проходят 111 студентов дневной и 50 заочной формы обучения.
С 2012 года было проведено шесть открытых конкурсов, победителями которых стали 25 игровых фильмов. Полные списки фильмов, получивших государственную поддержку, можно найти на сайте Министерства культуры. Большинство кинопроектов-победителей бесшумно выходили в белорусский прокат или были показаны по телевидению. А истории некоторых получились остросюжетнее, чем их содержание.
Сняли за белорусские деньги, но не для белорусов?
В списке победителей первого открытого конкурса кинопроектов значится фильм «Чего хотят мужчины» («C 8 Марта, мужчины!»), заявленный киностудия «Беларусьфильм». Проект задумывался как продолжение голливудской киноленты «Чего хотят женщины» с Мэлом Гибсоном в главной роли. Однако в новом варианте слышать мысли противоположного пола начинает женщина. Фильм создавался совместно с российской компанией «Москит». Общий бюджет картины составил около 3 млн долларов, а в главных ролях были заявлены российские актеры Мария Берсенева, Максим Виторган, Светлана Иванова, Вера Алентова и Михаил Башкатов.
Как сообщала БЕЛТА, все права на картину будут принадлежать «Беларусьфильму», а премьера будет приурочена к Международному женскому дню в 2014 году.
В декабре 2013 «Беларусьфильм» сообщил, что фильм режиссера Артема Аксененко уже представлен на 92-м Российском международном кинорынке. Проект презентовала новая российская дистрибуторская компания DreamTeam Media, для которой «С 8 Марта, мужчины!» должен был стать третьим прокатным фильмом в послужном списке. Также на киностудии пообещали, что минская премьера состоится в феврале, а в российский прокат фильм выйдет 6 марта.
Однако через полгода тогдашний директор киностудии Олег Сильванович сказал, что в силу определенных обстоятельств белорусская премьера фильма состоится осенью, хотя весной премьера прошла в Москве, картина побывала в российском и украинском прокате и собрала около 2,5 миллионов долларов.
В управлении киновидеоискусства Министерства культуры сообщили, что «С 8 марта, мужчины!» не вышел в белорусский прокат, так как в титрах в списке производителей не указали кинокомпанию «Беларусьфильм». Комиссия отсмотрела картину и предложила российским коллегам переделать титры, однако вопрос тогда не решился, и картина в Беларуси не вышла до сих пор.
В январе прошлого года российские «Известия» писали о судебном разбирательстве в отношении компании «Москит». Предметом спора являются 15 миллионов российских рублей, которые Фонд кино выделил по результатам своего конкурса в качестве государственной поддержки фильма «С 8 Марта, мужчины!». Фонд требовал их вернуть. Компания не смогла выполнить обязательства: с ней не рассчитался дистрибутор — киноторговая компания «Вольга», которая в итоге выпустила фильм.
Трагическая судьба святителя-хирурга Луки
В январе 2013 года были объявлены победители второго открытого республиканского конкурса кинопроектов. Среди девяти победивших игровых кинопроектов фильм «Алмазный крест» украинского режиссера Александра Пархоменко. Картина рассказывает о ташкентском периоде жизни архиепископа крымского святителя Луки (Валентина Войно-Ясенецкого), которому в 2012 году исполнилось 135 лет. Он получил Сталинскую премию за открытия в области медицины, а после трижды был в ссылке за политические взгляды. В 1995-м году архиепископ Лука был канонизирован православной церковью.
На конкурс фильм представила кинокомпания ООО «Патриот-фильм». Для компании, зарегистрированной минским горисполкомом 25 октября 2012 (заявки на первый конкурс принимались с 8 октября по 6 ноября), «Алмазный крест» стал первым проектом.
Первым кинопроектом «Алмазный крест» стал и для украинской кинокомпании ООО «Патриот-фильм», созданной в декабре 2010 году для участия в первом открытом конкурсе кинопроектов Украины. Этот фильм считался украино-российским. C российской стороны производством картины занималась компания «А-1 Кино-Видео» («Мы из будущего», «Мы из будущего-2»). По данным украинского издания zn.ua, студию «Патриот-фильм» организовали на базе украинского отделения ДОСААФ по инициативе студии «А-1 Кино-Видео» и при поддержке экс-президента Украины Виктора Януковича для создания совместных российско-украинских фильмов.
Стоимость украино-российского фильма составила 38,4 млн грн.(4,8 млн долларов по курсу 2010 года). Говорилось, что «Патриот-фильм» и Госкино Украины профинансируют производство на 67,41% (государственное финансирование составит 31,25%). Остальные 32,59% бюджета фильма оплатит ООО «А-1 Кино Видео». Планировалось, что часть средств поступят от Фонда поддержки кино России. Идею картины благословил глава УПЦ Московского патриархата Владимир, а релиз «Алмазного креста» был намечен на ноябрь 2012 года. Снять фильм доверили украинскому режиссеру Сергею Маслобойщикову.
В апреле 2012 года стало известно, что из-за давления российских продюсеров режиссер покинул картину. В интервью украинскому изданию zn.ua он прокомментировал свое решение тем, что отказывается снимать идеологический комикс: «Никто не против, чтобы снять кино о значительном человеке. Но сам человек в кино сегодня никого не интересует. Главное — проиллюстрировать лозунг. И чем стерильнее он проиллюстрирован, тем безопаснее для исполнителей. Не дай Бог кто-то заметит какую-то «неоднозначность» — все должно быть «однозначным». В конце-концов этот принцип ударил и по моему сценарию — я стал получать претензии от продюсеров, что герой «неоднозначный»…
Предлагалось сделать антагонистами персон, которые никакими антагонистами Войно-Ясенецкому не были. На их роли настоятельно «предлагались» актеры, которых я не планировал снимать. Конечно, настаивали на православном пафосе. Призывы интересовали больше, чем мысли. Часто просто настаивали на трафаретах, заимствованных из плохо заученных учебников по драматургии», — рассказал режиссер украинскому изданию.
Предыдущую картину российской кинокомпании «А-1 Кино-Видео» «Мы из будущего-2» запретили к показу в Украине за разжигание межнациональной вражды.
Маслобойщикова заменили российским режиссером Денисом Карасевым, в кинобиографии которого 46 картин, но в качестве актера. В главных ролях фильма «Алмазный крест» были указаны Александр Балуев и Виктория Толстоганова. Также на сайте фильма был выложен трейлер.
Но… в июле 2012 глава Госкино Украины Катерина Копылова заявила, что проект должен снимать украинский режиссер и назвала фамилию Александра Столярова. А 4 октября 2012 в украинских СМИ появилась новость о том, что в Киев на съемки фильма о Луке «Святитель-хирург» приехал другой актерский состав — Безруков-старший и Екатерина Гусева. Съемками же картины занялся режиссер Александр Пархоменко (сериалы «Экстрасенсы-детективы», «Женский доктор»). Продюсировала картину та же украинская кинокомпания «Патриот-фильм». Сообщалось, что кроме Киева съемки будут проходить в Крыму и Черниговской области, а премьера картины состоится в 2013 году.
Следующее упоминание о картине «Алмазный крест» появилось на сайте Министерства культуры Беларуси в списке победителей республиканского конкурса кинопроектов. Известный по скандальному «Авелю» Сергей Жданович, стал продюсером фильма с белорусской стороны. Он рассказал, что «Святитель-хирург» является совместным белорусско-украинским проектом. Кинокартина получила благословение православного духовенства, в том числе Митрополита Минского и Слуцкого Филарета.
Известно, что до приезда в Беларусь фильм был снят на 70%. «Основная идея, контент принадлежат украинской стороне, мы выполняем больше организационную функцию. Знаково, что фильм нашел поддержку в лице Министерства культуры Беларуси», — отметил Сергей Жданович.
Белорусская кинокомпания ООО «Патриот-фильм» была зарегистрирована по одному адресу с кинокомпанией «NonStop Media», которой руководит продюсер Сергей Жданович.
В ноябре 2013 года фильм «Лука. Святитель-хирург» удостоился специального приза президента Республики Беларусь Александра Лукашенко «За гуманизм и духовность в кино» на Международном кинофестивале «Лістапад».
Позже стало известно, что у украинско-белорусского фильма возникли трудности с прокатом в Украине. Продюсер украинского «Патриот-фильма» Олег Сытник в интервью российским СМИ говорил: «Это кино украинское, не российское. То, что принимали участие три стороны: Украина, Белоруссия и Россия — это факт. Но это, прежде всего, фильм, который создавался при поддержке Госкино Украины. Запретить его или не выпустить там (в Украине. — TUT.BY) на экраны никто не может, но то, что он не нужен, этот фильм там, это точно».
Однако в Госкино Украины заявили, что прокатное удостоверение на показ фильма было выдано еще в 2013 году, а продюсер ничего не сделал для того, чтобы организовать прокат ленты в Украине. Кроме того, «Излечить страх» («Святитель-хирург», «Алмазный крест») отобрали для показа бойцам в зоне АТО. А в апреле 2015 года, по словам Сытника, фильм вышел в прокат в 24 городах России.
Белорусская премьера фильма состоялась 27 сентября 2014 года в Доме кино. А в Борисове записаться на показ фильма «Излечить страх» можно было в церковной лавке Свято-Воскресенского собора.
В 2014 году украинский продюсер фильма Олег Сытник, основавший компанию «Патриот фильм», стал президентом благотворительного фонда Святителя Луки с юридеческим адресом в Симферополе.
Фантом «Дениса Давыдова»
В списках победителей конкурса 2012 года также значится картина, поданная ЗАО «Телевизионный продюсерский центр» под названием «Денис Давыдов». На корпоративном сайте белорусской кинокомпании «Коллекция кино», которую с 2004 года возглавляет белорусский продюсер Глеб Шпригов, опубликован синопсис героико-романтической драмы «Денис Давыдов». Но информации о съемках ленты с таким названием найти не удалось.
Зато гораздо раньше — в октябре 2011 года на информационном портале Дятловского района появилась новость о том, что на территории района «Телевизионный продюсерский центр» совместно с киностудией «Беларусьфильм» приступил к производству исторического художественнного фильма «Уланская баллада», посвященного 200-летию победы в Бородинском сражении. Информация об участии в съемках ленты указана и на сайте «Коллекции кино».
Денис Давыдов — русский поэт, наиболее яркий представитель «гусарской поэзии», генерал-лейтенант. Один из командиров партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года.
В описании фильма сказано, что одну из музыкальных тем фильма «1812: Уланская баллада» — романс на стихи героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова — написал сам исполнитель одной из главных ролей фильма Сергей Безруков. Снимал картину россйский режиссер Олег Фесенко («Умножающий печаль», «Час пик») по сценарию Глеба Шпригова. Фильм снимался при финансовой поддержке российского Фонда кино — бюджет фильма составлял 150 миллионов российских рублей, 80 миллионов из них были предоставлены Фондом, а российская премьера состоялась 1 ноября 2012, то есть за два месяца до того, как были объявлены результаты второго открытого республиканского конкурса кинопроектов.
Не удалось найти информацию и о еще одном фильме — победителе второго конкурса — «Снег моей памяти», поданного «Беларусьфильмом». Картина должна рассказать о жизни девятого президента Израился Шимона Переса, который родился на территории Беларуси. Посольство нашей страны в Израиле сообщало, что работы по созданию ленты ведутся. Об этом говорил и экс-директор Национальной киностудии «Беларусьфильм» Олег Сильванович в 2013 году. Дозвониться до Управления по кинематографии Министерства культуры TUT.BY не удалось.
Страсти вокруг кино для детей
Еще одним победителем второго конкурса стала белорусская кинокомпания «New Wave Production», которая предложила снять четырехсерийный фильм «Невероятные приключения Арбузика и Бебешки» по мотивам книги Эдуарда Скобелева. По рекомендации Минкульта было решено сделать полнометражный игровой фильм с элементами 3D-анимации. Планировалось, что картина выйдет в середине 2015 года.
Но ее производство еще не закончено. По словам директора компании Александра Левенчука, из-за девальвации белорусского рубля «New Wave Production» пришлось сменить партнеров, создававших анимационную часть фильма. Это вызвало необходимость перенести сроки производства фильма, о чем компания еще в феврале прошлого года сообщала Минкульту. Но Министерство культуры не пошло навстречу, прекратило финансирование и выставило кинокомпании пеню за каждый день просрочки. Хотя, как рассказал Левенчук, создателям фильма «Мы, братья» четыре раза разрешали продлевать производство.
На данный момент будущее детского фильма неизвестно. Как пояснил директор кинокомпании, он в любой момент готов продемонстрировать рабочую версию фильма экспертам, чтобы избежать различных слухов о судьбе кинокартины.
2013. Загадочный конкурс и скандальный победитель
В апреле 2013 на сайте Минкульта появилось сообщение о приеме заявок на открытый конкурс, но практически через две недели стало известно об отмене конкурса в нескольких номинациях. Полный список победителей на сайте Министерства культуры и вовсе не был опубликован. Хотя в положении конкурса, утвержденном Совмином, говорится, что информация о победителях должна быть размещена в течение 10 рабочих дней.
В сентябре 2013 года драматург и режисер Андрей Курейчик заявил, что «продюсер Сергей Жданович, известный как продюсер сериала ПРООН „Выше неба“, и его компании были выбраны Министерством культуры Беларуси и Администрацией президента Лукашенко для реализации проекта „Площадь любви“ („Авель“), который призван стать белорусским ответом на польскую политическую драму „Жыве Беларусь“ режиссера Кшиштофа Лукашевича по сценарию Франака Вячорки». Сообщение Курейчика на странице в фейсбук стало первым в сети упоминанием фильма, сегодня известного как "Мы, братья".
На сайте фильма указано, что кинокомпания «Non-stop Media» Сергея Ждановича получила право снимать национальный кинопроект «Авель» в 2013 году. Дальнейшая история скандального фильма не раз обсуждалась в СМИ.
Министр культуры Борис Светлов заявлял, что на фильм «Авель» было выделено 20 млрд 563 млн 567 тыс. 135 рублей (около 2,3 млн долларов по курсу 2013 года). В базах данных кино «Мы, братья» оценен в 5 млн долларов.
2015. И снова не обошлось без скандалов
Последний республиканский конкурс не обошелся без скандалов. Бюджет конкурса составил 62 млрд рублей. По теме «Об актуальных социальных проблемах жизни современной Беларуси» победил кинопроект ООО «Синетехно» «Автошкола».
На сайте компании говорится, что «Синетехно» производит и предлагает к аренде специальное операторское оборудование для телевизионных и киносъемок. Созданием фильмов компания не занималась. В интервью БЕЛТА новый директор «Беларусьфильма» Игорь Поршнев отметил: «Компания „Синетехно“ уже обратилась к нам с предложением делать проект вместе. Коллеги имеют опыт сотрудничества со многими российскими группами, которые приезжают на съемки в Беларусь. Поэтому мы готовы работать совместно, это нормальная практика».
Автором сценария стал уроженец Бреста, живущий в Москве, Роман Гапанюк. Сейчас он же значится режиссером другого кинопроекта о бригаде рабочих ЛЭП «Держись за облака», также победившего по теме «Об актуальных социальных проблемах жизни современной Беларуси», представленного на конкурс «Беларусьфильмом». Хотя в сентябре 2014 в интервью «Гомельской правде» об идее поучаствовать в конкурсе с проектом «Держись за облака» высказывался режиссер Александр Анисимов и был заявлен предполагаемым режиссером на конкурсе.
Также в 2015 году выиграл сценарий белорусского режиссера Андрея Голубева «Следы на воде» по роману Николая Ильинского «Чужой среди своих». Как рассказывал Голубев, сценарий он писал «под себя» в течение восьми лет. Однако когда подошло время съемок, он узнал, что фильм отдают российскому режиссеру Егору Кончаловскому. Эту информацию подтвердил директор «Беларусьфильма» Игорь Поршнев.
Как пояснила первый замминистра культуры Ирина Дрига, за фильм и его прокатную судьбу отвечает киностудия, а потому она вправе определять, какой режиссер будет работать над картиной.
Точную информацию о бюджетах конкурсов и суммы средств, выделенных каждому победителю, выяснить не удалось. Также не известны прокатные успехи белорусских фильмов. По словам первого замминистра, о них можно говорить чрез 3- 5 лет со дня выхода картины. В то же время известно, что «Мы, братья» посмотрели 36 тысяч зрителей, и в Беларуси, по словам Сергея Ждановича, он собрал 43 тысячи долларов.