Непривычный Бакст: революционер, модельер и гродненец
Вера Дашкевич, Sputnik.
Имя Льва Бакста прочно ассоциируется с "Русскими сезонами" Сергея Дягилева, яркими балетными постановками начала ХХ века, которые в свое время произвели такой фурор, что вошли в историю.
С Беларусью имя Бакста у широкой публики до последнего времени не ассоциировалось никак. Мало кто знал, что самый дорогой художник 10-х годов прошлого века — а его картины стоили дороже Матисса и Пикассо — родился в Гродно.
Исправить эту несправедливость и призвана выставка "Время и творчество Льва Бакста", организованная по инициативе ОАО "Белгазпромбанк" и приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
Белорусская бабушка
Бакст — это псевдоним, усеченная девичья фамилия гродненской бабушки по материнской линии, урожденной Бакстер. Она, кстати, единственная из большой семьи, кто доживал свой век в Гродно — говорят, в последний момент, когда семья собралась уезжать в Санкт-Петербург, испугалась паровоза и отказалась ехать "на этом черте". В столицу семью Рабиновичей-Розенбергов перевез дед, успешный торговец сукном.
Как и в случае с Шагалом, отец Бакста настороженно отнесся к увлечению сына рисованием, считая это занятие несерьезным. Но тем не менее рисунки Льва показали скульптору Марку Антокольскому, который порекомендовал мальчику продолжить художественное образование.
Потом были несколько курсов в Академии художеств, смерть отца и необходимость зарабатывать деньги. Льву надо было кормить большую семью: мать, двух сестер и брата. Но в свободное время он продолжал заниматься живописью — брал уроки у Альберта Бенуа.
Бакстом Лев Розенберг стал в 1889 году, когда представил публике свою первую выставку.
Дягилев и модные заказы
Театр появился в его жизни тоже отчасти из-за необходимости кормить семью. В определенный момент Бакст примкнул к объединению "Мир искусства", идейными вдохновителями которого были театральный импресарио Сергей Дягилев и художник Александр Бенуа.
"Мирискусники" были универсалами — одной живописью и организацией выставок не ограничивались, занимались и искусствоведением — издавали журнал, — и театральными постановками.
Экспериментировать с костюмами и сценографией Бакст и Дягилев начали еще в Санкт-Петербурге, но настоящий фурор ждал их в Париже. "Клеопатра", "Шахерезада", "Нарцисс", "Жар-птица" сделали имя Бакста в буквальном смысле брендом.
Модные дома стали заказывать ему эскизы нарядов, а за картины начали предлагать фантастические суммы. На некоторое время Бакст стал самым дорогим художником, обойдя в размере гонорара Пикассо и Матисса. Но главное, считают искусствоведы, он совершил своего рода революцию в сценографии.
"Раньше на декорации и костюм не обращали внимание. Главное было — искусство танца и пение. А Бакст и его единомышленники (Головин, Бенуа), по сути, совершили революцию, после которой публика, говоря о постановке, стала называть не столько композитора или хореографа, сколько художников. Балет Бакста такой-то", — рассказал куратор выставки, консультант управления информационной политики Белгазпромбанка Владимир Счастный.
Но, несмотря на весь этот очевидный успех, жизнь Бакста сложно назвать счастливой, считает куратор выставки. Ради жены он перешел в лютеранство, а семья распалась. Из-за возвращения в иудаизм Бакст был вынужден покинуть Санкт-Петербург. После избрания академиком Академии художеств, он получил право вернуться в российскую столицу, но этим правом так и не воспользовался. Продолжал зарабатывать деньги за рубежом — преимущественно театральными работами. Хотя в конечном счете, по мнению Счастного, именно этот вынужденный заработок и обеспечил Баксту место в истории.
"Если бы он был просто живописцем, он был бы через запятую среди многих. Но благодаря тому, что он стал известен как один из самых выдающихся сценографов, его стали замечать и как живописца. И сейчас его картины продаются по очень высокой цене", — рассказал куратор.
Прокормить 15 родственников
После революции к Баксту в Париж перебралась вся родня — 15 человек. К тому времени он уже разругался с Дягилевым, даже судился с ним. Но без работы не остался — супруги Гэрретты пригласили Бакста поработать дизайнером — оформить их дом и домашний театр.
В итоге в США Бакст провел три года. Помимо работы, у Гэрреттов читал лекции "О современном костюме", которые каждый раз собирали многотысячную аудиторию, и по заказу местных промышленников делал эскизы тканей.
К слову, ткани, выполненные по этим эскизам, тоже можно будет увидеть на выставке в Художественном музее.
Шагал, Наполеон Орда и другие
Всего на выставке будет представлено более 200 экспонатов. В том числе, около 40 работ самого Бакста: театральные работы — графические эскизы и костюмы — прибыли из Санкт-Петербурга.
Составить представление о Баксте-портретисте, пейзажисте и колористе позволят три литографии из фондов Художественного музея и шесть работ — из корпоративной коллекции ОАО "Белгазпромбанк".
В частности, банк покажет свое недавнее приобретение — "Купальщиков на Лидо. Венеция". Эту картину Бакст написал во время совместного отдыха с Нежинским, Дягилевым и Айседорой Дункан в Венеции. Банку эта работа обошлась в сумму около миллиона долларов.
Помимо работ самого Бакста, на выставке можно будет увидеть работы его учителей, соратников и учеников.
Впервые в Минск из Кракова привезут акварельные работы Наполеона Орды. Орда делал зарисовки Гродно, когда там появился на свет будущий художник-революционер.
Будут работы Альберта и Александра Бенуа, Врубеля, Лансере, Серебряковой, Петрова-Водкина, Максимилиана Волошина, Серова и Шагала. Шагал учился у Бакста в Петербурге и потом признавался, что его именно школа Бакста и Добужинского решили его судьбу.
А еще на выставке можно будет увидеть работы художников, которых белорусам только еще предстоит открыть как своих.
"Мы хотим показать, что Беларусь никогда не была культурной пустыней. То есть наши художники всегда участвовали во всемирном процессе развития культуры и даже, если говорить о парижской школе, оказывали влияние", — говорит Счастный.
Выставка "Время и творчество Льва Бакста", приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера пройдет в Национальном художественном музее Республики Беларусь с 10 февраля по 17 апреля.