На гастролях с «Песнярами». Слуцк и его искренние жители
Среди мероприятий, посвященных 75-летнему юбилею основателя легендарного ансамбля «Песняры» народного артиста СССР Владимира Мулявина, есть и гастрольный тур Белорусского государственного ансамбля «Песняры» по городам Беларуси, России и других стран. 28 января первый такой концерт прошел в Слуцке.
Корреспондент Naviny.by отправилась на выезд вместе с ансамблем.
Одна программа для российских випов и белорусского райцентра
Отъезд был назначен на 13:30. Пришла немного заранее. Рабочие грузили в автобус аппаратуру, а вот инструменты музыканты сами устраивали. Признаться, слышала, что в провинции многие дома культуры имеют современную аппаратуру, а тут грузят колонки, звукорежиссерский пульт, еще какие-то ящики…
Благодаря стараниям костюмера Елены Пряхиной костюмы артистов всегда в идеальном порядке. Накануне концерта они упакованы в именные чехлы.
Артур Михайлов: «Моя фамилия, нечего не перепутал?»
Командировочные удостоверения, путевой лист, договоры — пакет документов должен быть готов к моменту отправления в дорогу.
Водитель автобуса Николай Кабариха, замдиректора «Песняров» Андрей Бондаренко
и худрук Вячеслав Шарапов
В назначенное время все уже в автобусе, несколько музыкантов взяли на себя обязанности штурманов. Автобус благополучно вырулил на улицу Сурганова, водитель уточнил:
— Едем за слуцкими поясами?
Музыканты зашумели:
— За ткачихами.
Автобус полчаса выбирался из столицы. Пейзаж за окном не радовал: дождь в январе.
— Только вчера утром из Москвы приехали, — поделился художественный руководитель «Песняров» Вячеслав Шарапов. — Во вторник (26 января. — ред.) в деловом и культурном комплексе посольства Беларуси в России дали первый концерт, посвященный юбилею Мулявина.
— Для vip-персон был концерт?
— Да, были чиновники высокого уровня, дипломаты из многих стран.
— А программу к юбилею Владимира Мулявина готовили какую-то специальную?
— Основа — песни Владимира Георгиевича, восстановили «Ваньку», споем «Ты мне вясною прыснілася». Из нашего времени в этой программе только «Полонез». В Слуцке будет такая же программа, как и в Москве.
Больше Шарапов был недоступен для общения — просто потому что не смолкал его телефон. Сперва позвонил Леонид Борткевич: долго и обстоятельно обсуждал общую линию поведения относительно запланированного на 5 февраля концерта в Кремлевском дворце. А затем — телевидение, потом еще и еще кто-то.
Дома всегда есть аванс доверия
Разговорилась с музыкальным руководителем «Песняров» Романом Козыревым.
Роман Козырев
— Помните, когда впервые услышали «Песняров»?
— Точно могу сказать: в детстве, и видимо — раннем. Вся наша семья — музыканты, естественно, хорошая музыка всегда звучала в доме. Помню свой дебют с репертуаром «Песняров». Мы с братом колядовали и решили петь «Касіў Ясь канюшыну». Так стали знаменитыми детьми в ближайших домах.
— В университете культуры вашим педагогом был Аркадий Эскин.
— Я его воспринимал отдельно от «Песняров», как боевую джазовую единицу. Да и Аркадий Борисович никогда не предавался воспоминаниям на занятиях. У нас в институте была сильная джазовая тусовка, мало кто тяготел к поп-музыке. В 1997 году мы участвовали в Минском джазовом фестивале — тогда первый и последний раз в программу пустили студенческие джазовые составы. Было здорово. Мои одногруппники сейчас играют в популярных джазовых коллективах…
— На одном из концертов вы исполнили свою песню в джазовой стилистике. Классно было! Знаю, что ее высоко оценили и обычные слушатели, и музыканты. Может, уже и альбом на подходе?
— Мне приятно, что этот эксперимент получил признание. Но джаз для меня теперь — занятие для души. Если заниматься сольным проектом серьезно, будет страдать основная работа, в итоге хорошего результата не будет нигде. Может, дело в нашем белорусском менталитете неверия в себя… Мы ведь как-то привыкли себя недооценивать. Так что пока об отдельной джазовой карьере говорить не будем, но джазовые нотки в композициях «Песняров» звучать будут. И это абсолютно в традиции ансамбля.
Недавно мы записали как раз в джазовом стиле песню «Чаму ж мне не пець». Много споров было в студии: а нужно ли так делать, это же народная песня, критики нас не поймут, но в итоге из этих споров родился хороший результат. Песня абсолютно не форматная, не коммерческая, но красивая. Мы очень воодушевились, ушли в такой творческий отрыв.
Считаю, что угадывать формат, делать песню в стиле «такие нравятся народу» — неправильно. Артисты должны развивать вкусы публики. Конечно, нельзя весь концерт «грузить», но обновлять программу, уверен, необходимо. Всегда удивляюсь, когда знаю, какую музыку артист слушает для души и с каким «продуктом» выходит на сцену. Мол, все просчитано. Но этот формат артист не может «прожить на сцене», убедить зрителя, а публика — не дура, люди чувствуют фальшь, поэтому им не нравится такое «просчитанное» творчество.
— На недавнем концерте в Москве ваша публика состояла из дипломатов и политиков, сегодня — из жителей Слуцкого района. Дистанция, как говорил классик, огромного размера. Не спрашиваю, какая публика лучше, просто расскажите, как она отличается.
— Дипломаты вначале концерта еще помнят о своем статусе, ведут себя сдержанно, в середине концерта уже поют вместе с нами — они ведь тоже люди. Самая сложная публика — Москва и Питер — там все время сдаешь экзамен, только ближе к финалу концерта понимаешь, удалось ли это сделать.
В Минске примерно такая же обстановка, хотя дома всегда есть аванс доверия, но расслабляться нельзя, потому что некоторая часть публики не может принять, что уже никогда не будет «как при Мулявине» — повторить его невозможно. Мы можем только сохранить традиции, заложенные Владимиром Георгиевичем, и, опираясь на них, создавать новые песни и новое звучание, а не пытаться записать вторую «Вологду» и «Александрыну» в стиле ретро.
Публика в глубинке — самая теплая и предельно искренняя. Мы сами часто спорим о той или иной песне, критики добавляют масла в огонь, а приедем в небольшое городок, споем песню и видим, что она идет на ура. Здесь люди слушают душой, а не оглядываются на посты в соцсетях.
Дядя Коля: «Песняры» не «включают звезду»
Автобус бодро катил по ровной ленте шоссе, музыканты — кто читал, кто слушал музыку, Шарапов ввел телефонные переговоры. Заместитель директора «Песняров» Андрей Бондаренко мирно спорил с водителем дядей Колей о том, сгущенка какого белорусского производителя вкуснее. А тем временем в автобусном буфете закипела вода, и салон наполнился ароматом хорошего кофе.
Как-то незаметно и в Слуцк приехали. Спрашиваю у водителя Николай Кабариха:
— Как вам удалось стать своим человеком в «Песнярах»?
— Три года назад «Песняры» заказали автобус на нашем предприятии. Как-то так получилось, что с первой поездки мы подружились, и теперь ребята заказывают только мой автобус. Мне с ними комфортно: приятные люди, ни разу не заметил, чтобы кто-то «включил звезду», а сравнивать есть с кем, поверьте.
У нас столько разных историй веселых было! Приехали в Литву на дожинки — там тоже есть такой праздник. После концерта позвонил мне Слава, пригласил покушать. Прихожу, за столом много людей, в центре — обаятельная женщина, которую явно видел по телевизору, но вспомнить, кто она, в тот момент не смог. Говорю: «Так, а что это у вас в рюмках? Водка? Не пущу в автобус!». Женщина спрашивает у Шарапова: «Кто этот строгий человек». Вячеслав отвечает, мол, наш технический директор. Все шутку поняли, посмеялись. А женщина, как вы догадались, президент Литвы Даля Грибаускайте.
Теперь аппаратуру выгружали на сцену Дома культуры Слуцка. Здесь все забыли про табели о рангах — музыканты помогали рабочим, директор-художественный руководитель Вячеслав Шарапов тоже катил по сцене какие-то ящики.
Всё без перекуров и передышек, только немного гримерки обжили.
Сергей Боек обнаружил в гримерке подходящий реквизит
Вот уже все инструменты и микрофоны подключены к пульту звукорежиссера. Началось то, что называют саундчеком — «бочечки побольше», «прибрать уровень». Для непосвященных — занятие нудное, а для профессиональных музыкантов — крайне необходимое.
Пошла прогуляться по городу, перекусить в кафе. Дождливая погода, под стать им и разговоры у местных жителей. Один из таких — «на бирже нет вакансий для женщин» — спровоцировал вопрос, а до концертов ли сейчас людям? Все магазины пестрели объявлениями о скидках, но покупателей и это не привлекло — никакого ажиотажа не наблюдалось. Площадь перед райисполкомом была пугающе пуста…
Тут «прымусу» быть не может
В Дом культуры вернулась около шести часов. Работники ДК интересовались, понравился ли мне город, нашла ли по их наводке местную выпечку. Мне тоже было интересно: заполнится ли зал, достаточно ли продано билетов для покрытия всех расходов.
«Это концерт по гарантии, с «Песнярами» можно так работать — люди идут, — рассказали мне работники ДК. — Не секрет, что в глубинке все концерты делаются за безнал, то есть профкомы выкупают значительную часть билетов. Но тут тоже все неоднозначно. Никто не будет делать нам кассу, они хотят поощрить своих людей, спрашивают, пойдут на конкретного исполнителя или нет».
Как оказалось, на концерт «Песняров» по слуцким меркам много билетов «купил город» — проще говоря, сами жители, без всяких профкомов.
«Сейчас почти все предприятия оплачивают только 50% от стоимости билета, остальное — сами люди, — продолжали просвещать меня работники ДК. — Тут «прымусу» быть не может: каждый по своему вкусу распоряжается деньгами».
Не так давно в Слуцк приезжали российские исполнители Наташа Королева, Надежда Бабкина и Владимир Винокур. Билеты на их концерты стоили по 300 тысяч рублей. Все эти концерты состоялись.
«В марте к нашим соседям — в Солигорск — приезжает Стас Михайлов, так там билеты по 800 тысяч. Горнякам по карману, а у нас такая цена не пройдет», — отмечали работники ДК.
А тем временем на сцене шла небольшая репетиция уже с вокалистами.
— «Чырвоную ружу», — сказал Шарапов.
Артур Михайлов спел. Затем Александр Жих — «Ваньку».
— Давайте что-нибудь ансамблевое попробуем, — предложил Олег Железняков.
— «Лявониху» с припева, — уточнил Шарапов.
Пока солисты пели, худрук прохаживался по разным точкам зала, о чем-то совещался со звукорежиссером Борисом Гридиным.
Вячеслав Шарапов и Борис Гридин
— Кто что желает пройти, — поинтересовался Вячеслав Шарапов.
Саша Жих вызвался «Спадчыну» повторить, Олег Железняков — «Крик птицы».
До начала концерта оставалось полчаса. Музыканты ушли переодеваться, я — в холл. Билетные контролеры надели марлевые повязки, опасаясь гриппа. За двадцать минут до концерта в холле людей практически не было, в гардеробе висело всего несколько пальто. Удивительно, но зал, как и обещали администраторы, заполнился в последние десять минут — такая местная традиция. Пару последних, самых длинных рядов — пустовали. Визуально, это 10-15%. По нынешним временам 85% проданных билетов — это успех и даже какая-то прибыль для ДК.
За полчаса до концерта
«Песняры» и сводный хор Слуцка
Не буду утомлять читателя перечислением всех песен. Скажу только, что «Слуцкія ткачыхі», «Завушніцы» «Купалінка», «За полчаса ло весны», «Дорогой длинною» имели колоссальный успех. «Ты мне вясною прыснілася» в новой аранжировке покорила зал.
А как зал пел «Вологду»! «Сводный хор города Слуцка и мои скромные коллеги — ансамбль «Песняры», — резвился Александр Жих.
Сколько в свое время было споров знатоков и критиков вокруг «Полонеза»! Но вот Шарапов объявил эту песню, сказал, что посвящают они ее Владимиру Мулявину. Логично, аккапельное многоголосье — фирменная фишка классических «Песняров». Как реагирует зал? Уже в средине произведения все встают, а потом долго аплодируют.
Вспомнили музыканты и о прошлогоднем юбилее Александры Пахмутовой. Снова сводный хор великолепно исполнил «Старый клен». В больших столичных залах люди тоже подпевают, но вот чтобы так — от начал и до конца, в полный голос — такого не слышала!
Концерт длился почти два часа, но никого не утомил. На прощание артистам кричали: приезжайте еще.
«Добры канцэрт, маладосць успомніла»
Специально сдала свое пальто в гардероб, чтобы насобирать «народных рецензий». Еще в зале обратила внимание на двух мужчин лет по пятьдесят, которые очень живо реагировали на все песни, много фотографировали. Теперь они спорили, а кто раньше пел «Дорогой длинною» — сам Мулявин или Пеня?
Две пожилые подруги, принаряженные по случаю концерта:
— Іванаўна, такі добры канцэрт, маладосць успомніла.
— Харашо хлопцы пелі, ну і мы разам з імі.
Небольшая компания, как мне кажется, коллег в возрасте 40+.
— Хороший звук, — авторитетно завил мужчина.
— Молодцы ребята. Душевно так. Никаких длинных речей не произносят, не нахваливают себя, а делают свое дело, — поддержала его женщина.
По минской привычке я ожидала услышать традиционную фразу «это не «Песняры». Кстати, ничего в ней страшного — каждый имеет право на свою оценку. Шокирует, когда имеет место продолжение: «Мулявину бы не понравилось». Странно это слышать из уст поклонников, хоть и пристрастных, которые, судя по возрасту, осознанно слушали «Песняров» с Мулявиным. Вот на каком спиритическом сеансе им удается узнать, что понравилось бы основателю «Песняров»? В Слуцке же публика не оспаривала право музыкантов «Песнярами» зваться.
Пока тусовалась в холле, на сцене, оказывается, молодые поклонники устроили фотосессию с артистами. Две барышни постарше, держа в руках плакаты с изображением ансамбля, собравшись с духом, пошли за кулисы за автографами. Рабочие шустро собирали аппаратуру. Музыканты давали интервью коллеге из местной газеты.
Олег Железняков с поклонниками
Артур Михайлов и слуцкие красавицы
Кое-что о «гламурной» жизни артистов
Ох, прав был дядя Коля, когда говорил, что заботится о музыкантах и отвечает за них. Как приятно войти в уже прогретый автобус после прохладного зала ДК.
— Дамы и господа, наш автобус следует в Минск, по дороге будет одна остановка в придорожном кафе, чтобы покушать, — дурачился Артур Михайлов.
— Вячеслав, а что это он уже проголодался? Райдер скромный? — спросила у Шарапова.
В ответ — гомерически смех:
— Оксана, начитались вы светской хроники… Райдер у нас, конечно, есть. Но здесь он абсолютно бесполезен. ДК — бюджетная организация и нет там статьи расходов — накормить артистов. Поэтому два варианта: брать домашнюю еду с собой или питаться в ближайшем кафе — командировочных на заведения в райцентре хватает. И не слушайте никого, кто вам будет рассказывать о гламурной жизни во время гастролей по Беларуси, если только это не заказной концерт.
Телефон Шарапова снова звонил, не смолкая. Музыканты тихо переговаривались на житейские темы. Олег Железняков собирался передать детям Романа Козырева спортивный инвентарь.
Без четверти полночь я вышла из автобуса у метро «Немига». «Песняры» возвращались в студию: нужно выгрузить аппаратуру, инструменты, костюмы, а дяде Коле еще на базу ехать.
Оксана ЯНОВСКАЯ, фото автора