Пять инициатив для белорусской культуры, которые говорят больше, чем слова: Миколе Купаве - 70 лет

Источник материала:  
29.01.2016 15:43 — Новости Культуры

31 января белорусскому графику Миколе Купаве исполняется 70 лет. Более 35 лет он делает портреты Янки Купалы и Якуба Коласа, а также видных деятелей истории Беларуси — Всеслава Чародея, Франциска Скорины и Евфросинии Полоцкой. Но помимо творчества, он организует культурные акции и помогает развитию региональных музеев.


TUT.BY вспоминает пять инициатив Миколы Купавы, направленных на возрождение белорусской культуры, которые говорят о художнике больше, чем слова.

Дипломной работой Купавы в Академии искусств в 1976 году был портрет Кастуся Калиновского. С тех пор он работает в жанре книжной и станковой графики, акварели и рисует картины на историческую и культурную тему. Он сделал множество марок, нарисовал иллюстрации более чем к 30 книгам и альбомам, оформил энциклопедический справочник «Францыск Скарына і яго час» (1988), за что заслужил медаль имени Ф. Скорины. Знаковым в своем творчестве сам Микола Купава считает оформление книги Геннадия Киселева «Сейбіты вечнага» о восстании 1863−1864 годов.

Произведения Миколы Купавы хранятся в Национальном историческом музее, музее Великой Отечественной войны, Государственном литературном музее Янки Купалы, мемориальном музее Якуба Коласа, в музейном комплексе «История и культура Оршанщины», в частных коллекциях и галереях Литвы, США, Польши, Швеции и Великобритании.

1. Спасение оршанского монастыря Базилиан середины XVIII века

Осенью 2015 году Микола Купава обратился к общественности с открытым письмом, в котором призывает начать реставрацию оршанского монастыря Базилиан. Уроженец Орши, Купава переживает, что архитектурный памятник уже 10 лет стоит без крыши и разваливается. А реставрация, которую должны были начать в апреле, так и не началась.


Фото: Viktar Stsiapanau с сайта radzima.org

В письме Купава обращает внимание на важность не только начать реставрацию, но и восстановление образа монастыря таким, каким его создали в середине XVIII века. Он считает, что при реставрации не в первоначальном, а более позднем облике, теряется самобытность здания. Белорусские здания, по его мнению, после массовой перестройки в XIX веке меняли свой облик, приспосабливаясь к российской образной системе.

«Нашы помнікі архітэктуры выглядалі імпазантна, узвышана, урачыста і велічна. У іх быў вельмі высокі дах, які і ствараў веліч помніка, яго шыкоўны выгляд», — пишет Микола Купава. Удачным примером реставрации он называет здание минского Базилианского монастыря, который восстановили в 90-х годах ХХ века, и считает что эта работа для оршанских рестовраторов является примером.

2. Проект к 150-летию восстания 1863 года

Возрождая историческую память, в конце мая 2013 года Купава был куратором проекта, посвященного 150-летию восстания 1863 года. Акция-пленэр проводилась в местах событий тех лет — на Брестчине и Гродненщине, возле Ружан, Пружан, Грушевки, Миловиды, Свислочи и других местечек.

— Мы павінны высветліць, у якім стане гэтыя мясціны і як увекавечана памяць пра паўстанне, што ахапіла ўсю Беларусь, асабліва яе цэнтральны і заходні рэгіёны. Там мы і будзем працаваць, каб у сваіх творах зафіксаваць уяўленні, пачуцці і веды, звязаныя з паўстаннем, а таксама стаць сведкамі мерапрыемстваў, прысвечаных юбілею паўстання, — сказал тогда Купава, презентуя проект.


Кастусь Калиновский. Фото с сайта govorim.by

3. Альбомы о Янке Купале и Якубе Коласе

В 2013 году Купава издал альбомы, посвященные творчеству Янку Купалы и Якуба Коласа. В них представлено 47 графических работ художника, созданных до 1992 года. На гравюрах изображены портреты поэтов, сохранившиеся или восстановленные места, связанные с их творчеством в Беларуси и Вильнюсе, и работы, навеянные их произведениями.


Фото Марата Горевого с сайта lit-bel.org

Кроме того, художник планирует проиллюстрировать произведения классиков и, надеясь на государственный заказ подобной работы, обещает направить средства на реконструкцию все того же монастыря Базилиан в Орше. Кроме того, он организовывал аукционы по продаже своих работ и также направлял деньги на реставрацию.

4. Масштабное празднование 500-летия битвы под Оршей, которое так и не состоялось

Микола Купава был представителем оргкомитета по организации празднования 500-летия битвы под Оршей и активно занимался подготовкой к юбилею. В планах было выпустить медаль и значки, посвященные битве под Оршей, издать марки, плакаты и книги. Накануне годовщины организаторы внесли предложение переименовать центральную улицу Ленина в Орше в улицу имени Константина Острожского. Подобные письма были разосланы также в Дубровну, Кричев и Мстиславль, которые были оккупированы в то время и потом освобождены Острожским.

Юбилей предлагалось отмечать до зимы. Планировалось провести экскурсии по Орше и фестиваль на Крапивенском поле, где проходила битва. Но местные власти не разрешили проводить мероприятие. Тем не менее, праздник прошел, пусть и не с такой помпой. Сотни представителей демократических организаций из Минска, Борисова и Орши собрались на поле.

«Проста выдатна з`ездзілі, — комментировал БелаПАН Микола Купава. — Усё прайшло так, як мы планавалі: святары правялі малітвы, выступілі доктар гістарычных навук Алесь Краўцэвіч, пісьменнік Уладзімір Арлоў, музыканты Зміцер Вайцюшкевіч і пан Скіргайла».

У Купавы есть серия картин и открыток о битве под Оршей.


Фото с сайта prastora.by

5. Марки и конверты с историческими символами Беларуси

В 1990 году Микола Купава нарисовал конверт с белорусскими историческими символами XIII—XVIII веков. Символы размещены на фоне «Этнографической карты белорусского племени» профессора Петроградского университета Евфимия Карского. В 1991 году Микола разрабатывал эталон государственного герба Беларуси — «Погоня». В том же году вышла марка с изображением «Погони» на фоне бело-красно-белого флага. Собственную филателическую серию Купава завершил в 1994 году конвертом к юбилею восстания Костюшки.


Фото предоставлено автором


←Дочь Назарбаева выпускает фильм, снятый в Беларуси

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика