"Справаздача`2015": выставка фотографов TUT.BY открывается сегодня в Минске
Почти 1300 фоторепортажей сделала за год фотослужба TUT.BY. Своеобразный отчет состоится 20 января в 19.00 в Галерее TUT.BY (пр. Дзержинского, 57, 9 этаж) — на открытии выставки лучших снимков фотографов TUT.BY. Авторы вспоминают, каким был год лично для них, какие репортажи запомнились и почему.
На протяжении года фотографы путешествовали по болотам и лесам, поднимались в небо и на крышу, фиксировали политические события в нашей стране, а также в Грузии, Италии, Китае, Латвии, Литве, ОАЭ, Польше, Сербии и Украине.
Вадим Замировский: волонтеры на Донбассе и люди на болоте
Самой интересной и запомнившейся съемкой, по словам Вадима Замировского была для него поездка с волонтерами на Донбасс. Тогда белорусские и украинские волонтеры отвезли гуманитарную помощь жителям пострадавших районов.
— Поездка мне запомнилась, потому что меня интересует тема волонтерства, и я надеюсь продолжить работу над этим проектом. На выставке эта тема представлена фотографией пациентки в больнице города Димитрова. Кроме этого, в прошедшем году, мне было очень интересно работать над проектом «Страна болот». Благодаря ему я впервые побывал на болотах и попробовал погрузиться в жизнь местных.
Дмитрий Брушко: пара в зоне отчуждения и Лилькин папа
Две съемки, связанные с сильными духом личностями, впечатлили Дмитрия Брушко. Эти герои, по его словам, были самыми светлыми и интересными за год.
Первая серия фотографий — семьи Ключинских, они отказались уезжать из своего дома, находящегося в зоне отселения, пострадавшей от взрыва на ЧАЭС.
— Три дня в зоне отселения с такими сильными, своеобразными в суждениях и трезвыми во взглядах в свои 80 лет людьми оставили поистине яркие впечатления. Не каждый день можно встретить бывшего телефониста, который ради своей мечты летать в небе отказался от трактора при развале колхоза и взял сломанный ЯК-52 в надежде его отремонтировать. Они с женой более десяти лет спасали церковь и церковные книги от мародеров, знают всех птиц, живущих на территории района, по голосу и соорудили для пернатых более ста скворечников.
Вторым героем для Брушко стал Дмитрий Тимашков, который «поплыл против течения» ради своей дочки Лилии, борясь за здоровье девочки и будущее — не только ее, но и всех детей-инвалидов.
— На своем примере при помощи спорта и культуры, он борется с социальным недугом нашего общества — предвзятому отношению к инвалидности в нашей стране. И еще всеми силами пытается поддержать родителей детей-инвалидов, которым в психологическом плане может быть еще сложнее, чем детям.
Сергей Балай: серия о распиливании китайского божества Дэва
Сергей Балай в этом году побывал в китайском городе Шангри-Ла, куда он приехал на церемонию награждения как один из победителей конкурса Humanity Photo Awards - 2015. Там он сделал фотографию о том, как тибетские рабочие режут плазменным резаком статую божества Дэва. «Разбирали» огромную бронзовую статую на задворках отеля, в котором жили финалисты конкурса.
— Представьте картину: около 100 фотографов со всего мира выходят из автобусов и видят, как шестеро китайцев режут на части статую бога. При этом все мы торопились на торжественную церемонию награждения, столы были накрыты, а жюри спешило объявить победителей. В результате около получаса фотографы, мешая друг другу, фотографировали рабочего с резаком, монаха, который наблюдал за сакральной стороной демонтажа, и остальную рабочую группу, курившую и дававшую советы.
Сергей вспоминает, что ему пришлось несколько раз сбегать с церемонии награждения, чтобы получить самые интересные фото процесса разрезания, который длился весь день до ночи. Ради хорошего материала он раззнакомился со всей бригадой, не понимавшей ни слова по-английски, и выкурил с ними за компанию полпачки сигарет. На высоте в 3,5 километра это совсем непросто для человека, не привыкшего к разреженному горному воздуху, обращает внимание Сергей.
В результате Сергей сделал серию фотографий с начала демонтажа, когда божество отпилили от пьедестала, до момента, когда бронзовая голова Дэва была отделена от туловища вместе с руками. Сергей вспоминает, что ситуация запомнилась ему не столько экзотикой, сколько сюрреализмом происходящего.
— Днем ранее мне удалось побывать в музее Тибетского буддизма, где установлена самая большая в мире статуя Будды в закрытом помещении. Ее высота составляет 22 метра, а голову бога сделали в столице Тибета — Лхасе. Дэв, которого разрезали рабочие, был меньше, всего метров шесть в высоту, но деловитость и простота, с которой невысокие и ловкие парни в ярких кроссовках разбирали статую, удивляла и поражала.
Узнать, для чего демонтируют божество, Сергею так и не удалось, поскольку все переводчики были заняты на церемонии награждения. Но судя по тому, что разрезали статую весьма аккуратно и практически по швам, он предположил, что Дэва демонтировали для транспортировки на реставрацию или в другой храм.
Ольга Шукайло: беженцы в Белграде и онколог-хирург, похожий на дантиста
Для Оли Шукайло 2015 год стал боевым крещением. Несмотря на то, что снимает она давно, многие фотографии были сделаны в новых условиях — на первом судебном заседании, на городской свалке, в операционной онкоцентра и во время выборов. Очень запомнилась работа на пасхальном богослужении в костеле, в командировке в Милане на выставке ЭКСПО и в цирке.
— Колоссальный опыт я получила во время съемки лагеря беженцев в Белграде. Снять эту тему я решила спонтанно, во время путешествия по Балканам. С собой у меня была камера с одним объективом 35 мм. Я вспоминала все, чему меня учили на курсах по фотожурналистике: быть честным, не навредить, оставить после себя хороший след. Помогли и советы местных фотографов. Я искала драму, но не нашла ее.
Еще одна фотография вызывает у Оли неоднозначные чувства. На репортаже она сделала портрет онколога-хирурга, который, кажется, очень похож на стоматолога. На самом деле врач осматривает гортань пациента. Снимок напомнил Оле знаменитую работу белорусского фотографа Виктора Бутры «Вдохновение дантиста». В онлайн-версии лучших фотографий года этот кадр с онкологом не вошел, потому что Оля «посчитала его похожим на снимок Бутры, но не таким крутым». Но фотография есть на выставке: коллеги посчитали, что она достойна тут быть.
Александр Васюкович: портреты жертв насилия
Александру Васюковичу больше всего запомнился материал о женщине, которую длительное время избивал муж, а когда она, защищаясь от пьяного мужа, ударила его ножом, попала под суд и получила ограничение свободы на 3 года.
Задача Александра была сфотографировать женщину так, чтобы ее лицо было неузнаваемо, но в то же время ее боль, ее характер был раскрыт максимально полно. Для этого он отвел ее под дерево и тени от веток скрыли большую часть лица, а фонарь высветил глаз и губы.
Тема жертв насилия близка Александру, он считает, что она важна, но замалчивается. В этом году у него прошла персональная выставка «Каждая третья»: Саша рассказывает истории жертв насилия и делает их портреты.
— Это скрыто, и кажется, что такого нет или почти нет. И на самом деле мы понятия не имеем, как часто такое случается. И задача любого уважающего себя журналиста — говорить о таких темах и рассказывать о проблеме, чтобы общество поняло ее остроту и начало что-то менять к лучшему.
Дарья Бурякина: прыжок с 22-метрового здания и закулисье Большого театра
Для Дарьи Бурякиной год был сложным, но продуктивным и значимым для ее профессии. В течение нескольких дней подряд Дарья сначала взбиралась на крышу костела, обедала в поле с комбайнерами, а назавтра фотографировала премьеру в театре.
Самыми запоминающими для Дарьи стали репортажи, у которых была обратная связь и которые помогали решить определенную проблему. По ее словам, в такие моменты испытываешь гордость за проделанную работу. Дарье запомнилась съемка в деревне Вишнево Воложинского района. В костеле Благовещения Девы Марии проходили реставрационные работы, в ходе которых был найден клад.
— Когда весь необходимый материал был отснят, мне предложили подняться на крышу костела и поснимать крепление купола. Попасть туда было очень сложно. По стремянкам и скользкому шиферу с помощью коллег удалось забраться на высоту и сделать несколько кадров. Держаться приходилось фактически за воздух, а спускаться вниз оказалось еще сложнее. Такие съемки остаются в памяти, ты пытаешься побороть свои страхи и найти выход из любой ситуации.
Запомнился Дарье и репортаж для SPORT.TUT.BY, когда она впечатлилась настолько, что прыгнула с 22-метрового заброшенного дома.
— Я в шутку обмолвилась, что тоже не прочь полетать. Было волнительно наблюдать, как легко и непринужденно совершает прыжок за прыжком героиня нашего сюжета. Со стороны происходящее казалось простым и веселым. Потом пришлось отвечать за свои слова. Энтузиазм окончательно угас, когда я уже в экипировке стояла на краю дома. Все прошло успешно, но волнение я переживаю, даже когда описываю этот необычный случай.
Евгений Ерчак: жаркое лето 2015-го и иппотерапия для детей с ДЦП
У Евгения Ерчака в прошедшем году было почти две сотни съемок. Запомнился репортаж с Детской железной дороги, Минского полумарафона, иппотерапия для детей с ДЦП, музыкальные вечера у Ратуши и чемпионат по бодибилдингу.
— Но, наверное, больше всего мне запомнилась съемка августовской жары в Минске — хотя бы потому, что заняла больше всего времени. И тогда же, в только что открывшемся аквапарке в «Дримлэнде», я снял свой, пожалуй, лучший кадр в 2015 году.