Владимиру Мулявину - 75 лет. 10 легенд о Песняре
12 января основателю и художественному руководителю ансамбля «Песняры», народному артисту БССР и СССР Владимиру Мулявину исполнилось бы 75 лет. Он умел своими аранжировками «оживить» известные советские песни, даже давая по два концерта каждый день, собирал полные концертные залы и получил одобрительную оценку Джона Леннона. TUT.BY пообщался с друзьями и коллегами музыканта, которые вместе с ним стояли у истоков группы, знали его на разных этапах жизни, и собрал десять легенд о Песняре.
1. Как о «Песнярах» узнал весь Союз
Владислав Мисевич стоял у истоков «Песняров» и познакомился с Мулявиным еще в армии. Он был участником группы с 1968-го по 1992 год. Он вспомнил, как к «Песнярам» пришла слава. До «Песняров» в 1968 году была группа «Лявоны». Она аккомпанировала певице Нелли Богуславской и выступала с собственной программой. На IV Международный конкурс артистов эстрады в октябре 1970 года они поехали уже под новым названием — «Песняры».
— Мы уговорили, чтобы нас послали на этот конкурс. Мы все равно ехали аккомпанировать Лидии Кармальской. Но Лида срезалась на первом же туре, а мы прошли в финальный тур.
В итоге «Песняры» заняли второе место, разделив его со Львом Лещенко. О группе узнал весь Союз.
— Когда мы вернулись, чиновники попали в западню. Куда деваться после московской оценки, которая назвала нас лучшими. Однозначно одобрял нас только Машеров.
2. Как Мулявину дали «Народного артиста»
Петр Машеров часто приходил на концерты «Песняров». В 1979 году группа отмечала десятилетие. Тогда во Дворце спорта «Песняры» в течение десяти дней давали по два концерта в день.
— Композитор Александр Журбин написал песню «Россонка» на стихи Маргариты Алигер. Машеров родился в деревне Россонка, это песня о его родине, речке, на которой стоит деревня. Мы выучили песню, но на концерте так и не пели. А на юбилейные концерты ждали, когда придет Машеров. Подходит последний день, а его все нет. Владимир Мулявин позвонил в приемную его помощнику. А тот рассказал, что Машеров уже неделю ждет от «Песняров» приглашения. В итоге он попал на последний концерт. А хоть песня и была, мы давно ее не повторяли, слова забыли. И фонограммы тогда не было. В итоге мы так и не спели для Машерова песню о его родине.
Но любимой песней Машерова была «Александрына». В завершении концерта его помощник прибежал за кулисы и попросил исполнить песню. Ее исполнили последней, и после этого концерта «Песнярам» дали звание «Заслуженные артисты БССР», а Мулявину — «Народный артист».
— После этого на нас посыпались анонимки.
Скачать аудио (9.15 МБ)
3. Как «Песняры» месяц репетировали по ночам
Мисевич помнит единственный раз, когда Владимир Мулявин попробовал написать слова к песне. В репертуаре группы тогда было множество песен других исполнителей, в том числе The Beatles. Он попробовал написать перевод песни польской группы Czerwone gitary.
— Он тогда сказал, что многое умеет, но только не писать стихи. Разорвал бумагу и выбросил. Больше он никогда не брался за стихи. Настолько он критично относился к себе. Он рвал и свои аранжировки. Если ему что-то не нравилось, он не жалел труда, рвал и больше не возвращался к этому. А если и возвращался, то в другом варианте.
Летом во время отпусков ансамбль ездил выступать по деревням. Один из «песняров» вспоминает, что именно тогда коллектив окончательно спелся и сложился репертуар.
— Как-то летом мы отправились в Ялту. В первый день отдохнули, а потом Мулявин так и не выходил на пляж. Все время был с нотной бумагой и карандашом и писал музыку. В море я его так и не видел. Весь отпуск он проработал, — вспоминает Мисевич. Когда музыканты вышли из отпуска, Мулявин уже подготовил для них новую программу, которая длилась почти полтора часа.
Бывший «песняр» также рассказал, что для репетиций группе была нужна сцена, которая днем была занята. В итоге группа почти месяц каждую ночь репетировала в зале филармонии.
4. Как худсовет «зарубил» крестьянина
В репертуаре «Песняров» есть «Песня о доле». В финале умирает бедный крестьянин, который всю жизнь пахал в поле. А воскреснув спустя сто лет, увидел, что крестьянин как жил в нищете, так и живет.
— Программа принималась худсоветом, Министерством культуры. И они никак не могли пропустить такую песню и заставили Мулявина переделать в ней три минуты. Только с третьего или четвертого раза худсовет и Мулявин нашли компромисс. Хотя на гастролях мы пели нормальный вариант, отводили душу. И после развала СССР мы уже пели первоначальную версию.
Видео: Песняры
5. Как Мулявин спас Дайнеко от панцирной сетки
Валерий Дайнеко работал в ансамбле с 1977-го до 1992 года, и именно в его исполнении стала классической песня «Беловежская пуща». Он вспомнил знаковые слова Мулявина, которые повлияли на его жизнь. Дайнеко прошел прослушивание у «Песняров» еще во время учебы в училище, но решил все же закончить обучение. А потом работал в других ансамблях и даже стал народным артистом Украины в составе ансамбля «Червона рута».
— Мне хотелось чего-то значительного. Накануне Нового года я позвонил как-то своему другу, у которого в то время жил вместе с будущей женой Светланой Слизской Мулявин. Он сказал, что со мной хочет поговорить один человек и передал трубку Владимиру Мулявину. Тот и говорит мне: «Ну что, ты уже созрел наконец? Тебе не надоело еще панцирные сетки в кроватях до пола продавливать?». В этот момент я почувствовал, что надо возвращаться, и уволился из предыдущего ансамбля. В общежитиях несладко жилось, стояли железные кровати с панцирными сетками. После ночи на такой позвоночник превращался в трубу.
Дайнеко вспоминает первый концерт в составе ансамбля, который состоялся в Новосибирске и где он спел «Беловежскую пущу».
— Я ужасно волновался, вспоминал ту паузу после песни и затем шквал аплодисментов. После концерта Мулявин подошел ко мне и сказал, что теперь мой голос принадлежит народу. С моей стороны это было бы слишком громко сказано, но когда это сказал Мулявин молодому артисту, которым я тогда был, это стало для меня очень важным.
Видео: Дмитрий Чернышов
6. Только Машенька
Тот же друг потом рассказывал Валерию Дайнеко, что как-то зашел к Мулявину, а тот раз за разом слушал одну песню на третьей пластинке «Песняров».
— Я спросил, что он слушал. А он ответил: «Ой, ходила Машенька», которую пел я. Это была одна из первых записей, что мы сделали, когда я пришел. Когда Мулявина спросили, почему он слушает только эту песню, тот ответил, что не может слушать «Песняров» — ничего, кроме этой песни. Так он подчеркнул, что не ошибся, взяв меня в ансамбль, — вспоминает Дайнеко.
7. Как Джон Леннон отзывался о «Песнярах»
Леонид Борткевич был солистом «Песняров» с 1970-го по 1980 год. С 2009 года он руководит собственным ансамблем «Песняры». Он неоднократно рассказывал, как лестно о «Песнярах» отзывался Джон Леннон. «С этой группой можно поработать», — передавал его слова Джордж Харрисон Леониду Борткевичу. Но и сам Мулявин при жизни говорил, что «Джон Леннон просто сказал: «Песняры — это лучшее, что я слышал вообще». Харрисон планировал организовать музыкальный проект «Прощай, двадцатый век!» и пригласить в него лучших исполнителей из разных стран. «Песняров» он также планировал пригласить, но по состоянию здоровья не смог заняться проектом, и проект так и остался нереализованным.
8. Как офицеры Северного флота пели Мулявину «Касіў Ясь канюшыну»
Поэт Владимир Некляев много лет дружил с Владимиром Мулявиным. Он вспомнил их совместную поездку в Мурманск зимой 1986 года. С ними был композитор Игорь Лученок, и после одного из концертов их пригласили в Североморск — главную базу Северного флота.
— Впервые в жизни увидел я гавань, в которой из-за стоящих в ней военных кораблей и подводных лодок воды не просматривалось. Бортом к борту сплошная грозная, морозная, покрытая инеем боевая сталь. И первый в ряду этой армады — тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров», тогдашний флагман Северного флота.
Гостей провели в кают-компанию, где уже был накрыт стол и сидели офицеры.
— Вместе с ними и командующим флотом ждем командира корабля, который где-то задерживается. Он входит — и все, в том числе командующий флотом, потому что на корабле не он, а командир главный, встают. Не встает только о чем-то заговорившийся с Лученком и не заметивший появления командира Владимир Мулявин. Командир, даже не то что не обращая на это внимания, а демонстративно показывая, что этот человек имеет право не вставать при всех командирах и командующих, проходит на свое место: «Товарищи офицеры!..» Взмахивает, как дирижер, рукой — и мы оказываемся на борту белорусского ракетного крейсера! Потому что вся кают-компания запевает: «Касіў Ясь канюшыну, касіў Ясь канюшыну…»
Произошедшее, по мнению Некляева, свидетельствовало о невероятной популярности «Песняров» и славе Мулявина, уважении к тому, что он делал в музыке.
Видео: Nonprofit educational channel
Эфир Белорусского телевидения в 1971 году.
9. «Вологда» — с первого раза на бис
Анатолий Кашепаров был солистом ансамбля с 1971-го по 1988 год. Именно он спел песню «Вологда» на слова Матусовского и музыку Мокроусова. Хотя она была написана в 1956 году, «Песняры» внесли ее в свой репертуар в 1976 году, вдохнув в песню новую жизнь. После первого исполнения публика вызывала группу на бис, что было редкостью в те времена.
— Мы уже ушли за кулисы, стали переодеваться. И тут организатор попросил нас вернуться. И мы как были в джинсах, так и вышли снова петь «Вологду».
Анатолий Кашепаров вспоминает, что песни между солистами распределялись по справедливости: если песня была написана для лирического тенора, ее и исполнял лирический тенор.
— За репертуар никто не дрался, потому что песен было много. Я был драматический тенор, и песня досталась мне.
Артист считает, что такую популярность песня получила за свою простоту, в которой и кроется ее гениальность.
Видео: Канал пользователя RussiaAnDy
10. Мулявин и девяностые
Народный артист Беларуси Владимир Гостюхин говорит, что их с Мулявиным пути могли пересечься в уличных стычках еще в 60-е, но они все время разминались, хотя у них были общие знакомые. Хоть они и земляки, но познакомились с ним только в 90-е, когда группа распалась, и у песняра был трудный период.
— Вокруг звучала другая музыка. Это было сложное время для него. В те годы он больше тянулся к России, потому что здесь его чиновничество не воспринимало. Он думал перебраться в Россию, но трудно резко менять свою жизнь в этом возрасте. Это после смерти стали говорить, что потеряли гения. А в 90-е годы к нему относились без пиетета, как надлежало бы относиться к действительно гениальному музыканту.
Володя был очень чутким, необыкновенно тонким, глубоким человеком с большой душой. Его смерть стала такой внезапной и поразила меня в самое сердце.