В Беларусь вернулись еще четыре шедевра художника "Русских сезонов" Леона Бакста
Собрания Беларуси пополнились четырьмя произведениями всемирно известного художника, уроженца Гродно Леона Бакста. Белгазпромбанк приобрел у частных коллекционеров из России и Великобритании акварели «Рыбак с курительной трубкой» (1890-е) и «Пейзаж с кипарисами» (1907) и живописные полотна «Сумерки над озером» (1909) и «Купальщики на Лидо. Венеция» (1909).
Новые приобретения не только дают разностороннее представление о творчестве Леона Бакста, но и открывают неизвестные грани таланта мастера, например, такие как его яркая экспрессивная живопись в духе фовизма.
Акварель «Рыбак с курительной трубкой» написана автором, предположительно, в Париже, куда он отправился после окончания Императорской Академии художеств оттачивать свое мастерство в студии Жана-Леона Жерома, академии Родольфа Жюлиана и у финского художника Альберта Эдельфельта. По мнению эксперта Третьяковской галереи Елены Жуковой, портрету рыбака Бакста свойственна «романтизация образа трудового человека», о чем свидетельствует внимание автора к таким деталям как обветренное лицо и натруженные руки персонажа.
Следующая акварель «Пейзаж с кипарисами» отражает более зрелый период в творчестве мастера, когда он в 1907 году вместе с художником Валентином Серовым совершает путешествие в Грецию. В ходе поездки Бакст создает ряд блестящих зарисовок средиземноморских пейзажей. Судя по «сходству в способах построения объемов и пространства», считает искусствовед Ольга Глебова, этюд в свое время послужил автору материалом для создания масштабных полотен и театральных декораций, принесших ему всемирное признание.
Живописи Леона Бакста гораздо меньше в его творческом наследии по сравнению с графикой. Приобретенное у коллекционера из Москвы полотно «Сумерки над озером» является ярким образцом русской живописи эпохи модерна. По мнению экспертов Третьяковской галереи, этот пейзаж рождает «настроение романтической напряженности, взволнованности, тревоги», созданное «контрастом горячих красно-рыжих и холодных голубых и сине-зеленых тонов».
Картина «Венеция. Купальщики на Лидо» относится к серии полотен, созданных Бакстом в расцвете творческих сил на отдыхе в Венеции, куда он отправился после своего парижского триумфа в легендарных балетных антрепризах Сергея Дягилева. Очарованный солнечной палитрой Венеции, «художник пишет на пленэре широкими, свободными мазками огромные полотна, запечатлевая движения полуобнаженных фигур на пляже, игру света на загорелых телах, цветовые переливы моря», — так описывает этот плодотворный период в творчестве Бакста искусствовед Елена Беспалова.
Венецианский цикл не только стал этапным в биографии мастера, но и имел важное значение для истории всего русского искусства. «Это прорыв русского художника в фовизм», — делает заключение Беспалова. В работах венецианской серии 1909 года Бакст наиболее полно проявил себя как живописец, хотя до этого был известен, в основном, как рисовальщик. Другие полотна этого цикла находятся сейчас в престижных собраниях США, в том числе в известном музее MoMA в Нью-Йорке.
В 2016 году исполняется 150 лет со дня рождения Леона Бакста — всемирно известного художника Серебряного века, яркого представителя стиля «модерн». Леон Бакст родился в 1866 году в Гродно в семье коммерсанта. С середины 1890-х гг. он становится одной из центральных фигур легендарного художественного объединения «Мир искусства», выступает как автор иллюстраций для журналов «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон». В 1906—1909 гг. преподавал в частной школе Елизаветы Званцевой, где одним из учеников был Марк Шагал. Бакст наиболее прославился как театральный художник благодаря сотрудничеству с балетным импрессарио Сергеем Дягилевым, по приглашению которого блестяще оформил ряд постановок «Русских сезонов» в Париже, таких как «Клеопатра» (1909), «Жар-Птица» (1910), «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912). В 1924 году художник умер в Париже. Похоронен на кладбище Батиньоль.