Беларусь с высоты птичьего полета. Как замерзают озера
Всегда интересно наблюдать за редкими природными явлениями, знакомиться с труднодоступными местами.
Приход зимы обычно ассоциировался с выпаданием снега, но климат на планете меняется, обилие снега зимой в наших местах становится скорее исключением, чем правилом. Однако минусовые температуры по-прежнему преобладают и предоставляют возможность понаблюдать, как водные глади покрываются льдом.
В последнюю субботу ноября мне посчастливилось облететь достаточно большую территорию Беларуси и сравнить, как это происходит в разных уголках Минской и Витебской областей.
Наш маленький вертолет выкатывается из гаража. Для Вячеслава Ивановича это обычная работа. Для меня каждый полет — открытие и праздник.
Над Заславлем поднимается солнце.
Мы берем курс на северо-запад — я сегодня должен фотографировать Витебское Поозерье. Летим вдоль канала Минско-Вилейской водной системы. Температура минус три, но вода в канале замерзать и не думала.
Радошковичи, солнце все выше.
На водохранилище у санатория «Сосновый бор» и на речке Илия льда тоже нет.
Зато в месте, где Илия впадает в Вилейское водохранилище, ситуация совершенно иная. Вода замерзла, на песчаных дюнах снежные пятна.
Некоторые островки выглядят вообще фантастично. Например, этот мне напоминает НЛО, да еще и с пилотом внутри. Видите его голову между кустами?
Но мы летим дальше, погода ухудшается.
В мой план по съемке нарочанских озер приходится вносить коррективы: земля окутана облаками и совершенно не видна.
Вячеслав Иванович предлагает вернуться назад. Но мне нужно предзимное Витебское Поозерье! Звоню своему товарищу Олегу Селяху в Браславский район. Он отвечает, что у них погода нормальная, светит солнце.
Идея о возвращении назад отвергается, мы ищем просвет в облаках и опускаемся ниже к земле.
Летим в сторону Постав, но сфотографировать что-либо в этих условиях невозможно.
В Поставах ситуация чуточку улучшается, видим, что на озерах льда еще нет. И снега нет совершенно, хотя Олег говорил, что в Браславе все белое…
На полях легкая изморозь.
Церковь в Козьянах хоть и освещена солнцем, но совершенно не иллюстрирует зиму на Браславщине.
А вот видзовский костел даже без снега при контровом освещении выглядит сказочно.
Не могу удержаться, чтобы не снять этот шедевр белорусской архитектуры с разных ракурсов. При этом продолжаю удивляться: мы находимся в Браславском районе, в котором все уже должно быть белым-бело, а снега не наблюдаем.
Озеро Секлы, которое находится рядом с Видзами.
Речушка Оболянка.
А вот этот пейзаж создан бобрами, сделавшими плотину и поднявшими уровень воды. Десятки раз проезжал мимо этого высохшего березняка и не думал, что заболоченный участок такой огромный.
Остров на озере Оболе.
И только километров в двадцати от Браслава на полях появляется снег. Мы летим вдоль границы, за озерами уже территория Литвы. Состояние природы именно то, которое я и ожидал!
Костел в деревне Плюсы, он есть в первом издании «Нечаканай Беларуси». Прошло десять лет, ничего практически не изменилось.
Колоритнейший костел в деревне Слободка. С давних пор он является визитной карточкой Витебского Поозерья, так как стоит на высокой горе и виден с разных уголков Браславского района. За ним озера Поцех и Недрово.
А это сельская усадьба моих друзей Олега и Алены Селяхов на озере Береже у самого Браслава.
Город Браслав, который расположился между озерами: древнее городище, церковь, костел…
Туристический комплекс национального парка «Браславские озера».
А вот так начинает замерзать озеро Дривяты…
Но самое интересное, что снег снова то пропадает, то появляется.
Миорский район, дымка над озером Обстерно.
Пролетаем около пяти километров, озеро Сумовка, на полях снова снег.
Миоры. Мы держим курс на заказник «Ельня».
Вот она — почти сбывшаяся мечта природного фотографа: болото заснежено, вода замерзла, но лед еще синий и контрастирует с кочками и деревцами.
Но еще круче смотрится озеро Курганистое со множеством крохотных островков. Кто скажет, что это Беларусь?!
А как вам этот ледяной дракон на озере Ельня? Художнику ничего и придумывать не надо — все за него сделала природа. Правда, красоту эту еще надо увидеть…
Полыньи среди льда чуть правее дракона. Завтра по прогнозу должен быть снег. И вся эта красота исчезнет.
Но я сегодня фиксирую пограничное состояние: край озера Ельня и одноименное болото…
Верхнедвинск, реки Дрисса и Западная Двина.
А это архитектурная жемчужина не только Витебского поозерья, но и всей Беларуси. Церковь в деревне Сарья, которая когда-то была костелом… Трагичная и интересная судьба у бывших владельцев Сарьи, обязательно стоит узнать о них побольше и побывать в этих местах.
Еще одно интересное место на севере Верхнедвинского района — деревня Росица. Именно в этом костеле служили священники Антоний Лещевич и Юрий Кашира, которые не оставили своих прихожан, хотя имели такую возможность, и были сожжены фашистскими карателями в 1943 году вместе с прихожанами…
Кстати, карательная экспедиция имела название «Зимнее волшебство»…
А вот так замерзает пруд недалеко от костела. Необычное зрелище, правда?
Но мы летим дальше — к озеру Освейскому, чтобы еще раз убедиться, насколько смелы и безрассудны наши рыбаки.
Вот одно маломерное судно выходит в открытое плавание.
Если присмотреться поближе, то это настоящий белорусский ледокол! Помнится, на заре белорусской государственности были дискуссии о необходимости создания своего морского флота. Если бы решение было принято, то, наверняка, эти ребята уже бороздили бы океанские просторы в качестве матросов или штурманов.
А так приходится ограничиваться резиновой лодкой. Но все равно, отчаянности любителей зимней рыбалки я всегда поражаюсь.
А вот такие картинки в Витебском Поозерье можно наблюдать только в охотхозяйстве «Красный бор». Здесь можно еще и зубров сфотографировать, но у меня нет возможности их искать.
А вот посмотреть, как замерзает озеро Белое-Доброплесы, на берегу которого находится туристический комплекс «Красный бор», я, конечно, могу. Приятно увидеть такую картинку в витебской глубинке.
Но еще более приятно, что в таком удивительном месте построен потрясающий туристический объект. Всегда Беларусь упрекали, в отсутствии туристической инфраструктуры, что нечего у нас посмотреть. Сегодня я могу сказать всем: такие объекты появились.
Озеро Лисно с одноименной деревней и река Свольна.
А вот так замерзает край озера Бузянка… Как будто могучий дуб рухнул под натиском ветра.
Мы двигаемся в сторону Россон и попадаем в настоящее зимнее царство. Лес полностью заснежен, а вот озера только начинают покрываться льдом.
При этом картинки образовываются самые разнообразные.
Вот так выглядит полуостров на озере Нещердо.
А это река Дрисса с чередой озер.
Маленькая речушка словно черная молния.
Погода, как и предполагалось, снова портится. Когда мы долетаем до заказника «Козьяны» в Шумилинском районе, небо закрывается тучами. Поэтому Козьянское болото с озером Рассолай и множеством других озер смотрится не так мощно, как я рассчитывал. Но все равно я очень рад, что смог зафиксировать такое необычное состояние природы.
Храм в деревне Улла отреставрирован совсем недавно. Неплохо он разместился между реками Улла и Западная Двина.
А это еще одна из моих любимых деревень — называется Двор Суша и находится в Лепельском районе. Как вам месторасположение деревни? К сожалению, никак не могу сфотографировать ее при хорошем освещении. Три попытки было — и каждый раз ее накрывали тучи…
Военный санаторий возле Лепеля тоже находится в очень красивом месте.
Мы над Березинским заповедником. Так с высоты смотрится заснеженная бобровая хатка. Нашли?
Река Березина перед впадением в озеро Палик.
А это самые настоящие дебри — заболоченный лес возле озера Палик. Льда на нем нет.
Город Логойск с традиционными костелом и церковью друг напротив друга.
Горнолыжный комплекс «Логойск» пытается побелеть…
Мы возвращаемся в Заславль, и напоследок я хочу показать несколько сюжетов, видеть которые мне не очень бы хотелось.
Вот во что может превратиться наш красивый заснеженный лес.
А это тоже наша земля, зафиксированная во время полета.
Сделаем хоть что-то, чтобы такие кадры не стали всеобщей реальностью, чтобы по-прежнему Беларусь поражала путешественников своей красотой?
Автор выражает благодарность компании «Интерсервис» за помощь в организации полета.