Эльдар Рязанов: я вообще уже не понимаю, в какой стране живу
В ночь на 30 ноября в Москве на 89-м году жизни скончался народный артист СССР Эльдар Рязанов. Об этом ТАСС сообщили в понедельник в семье режиссера. «К сожалению, мы официально подтверждаем эту информацию», — сказал собеседник агентства.
Фото: архив ИТАР-ТАСС.
Причиной смерти режиссера стала острая сердечная недостаточность. 21 ноября он был госпитализирован. До этого Рязанов уже проходил лечение в октябре и сентябре, в августе ему была сделана профилактическая чистка сосудов. Год назад он попал в реанимацию НИИ нейрохирургии имени Бурденко с диагнозом «острое нарушение мозгового кровообращения» и несколько месяцев находился в больнице.
Имя молодого режиссера стало известно в 1956 году, когда он снял тотчас полюбившуюся зрителям музыкальную комедию «Карнавальная ночь», напоминает lenta.ru. Фильм имел грандиозный успех, удостоился призов на всесоюзном и международном кинофестивалях, стал образцом для новогодних комедий.
После громкого дебюта Рязанов поверил в свое амплуа, начал снимать комедии в различных жанрах — лирическую «Девушка без адреса» (1957), героическую «Гусарская баллада» (1962), криминальную «Берегись автомобиля» (1966), бытовую «Зигзаг удачи» (1968). В 1960-е годы сложился коллектив творческих единомышленников: сценарист — Эмиль Брагинский, композитор — Андрей Петров, оператор — Владимир Нахабцев.
Начиная с 1970-х до конца 1980-х Рязанов снимал по фильму в два года, и, чаще всего в соавторстве со своим другом Эмилем Брагинским, создал с десяток настоящих хитов, вошедших в золотой фонд российского кино: 1971 — «Старики-разбойники», 1973 — «Невероятные приключения итальянцев в России», 1975 — «Ирония судьбы, или С легким паром!», 1977 — «Служебный роман», 1979 — «Гараж», 1980 — «О бедном гусаре замолвите слово», 1982 — «Вокзал для двоих», 1984 — «Жестокий романс», 1987 — «Забытая мелодия для флейты».
Рязанова-режиссера всегда отличало тонкое чутье на актеров. Благодаря участию в его фильмах прославились Людмила Гурченко, Олег Ефремов, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Юрий Яковлев, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Валентина Талызина, Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Валентин Гафт, Георгий Бурков, Светлана Немоляева, Алиса Фрейндлих, Станислав Садальский и многие другие.
Всю жизнь его возмущали ложь, лицемерие, ксенофобия и злобная нетерпимость, дефицит демократичности и внутренней культуры у людей. «Я вообще уже не понимаю, в какой стране живу. Раньше мы жили в каком-то спецпоселении. Были помоложе и верили в какие-то ценности. На словах там было много хорошего, а на самом деле все было извращено. Сейчас нет никакой колючей проволоки, и мы не сожалеем о ней. Раньше мечтали уехать за границу, а сейчас езжай, были б только деньги. С этой точки зрения, жизнь стала лучше, интереснее, богаче. Но она стала бездуховной… Россия привыкла жить в жестком режиме, и когда вдруг наступила свобода, выяснилось, что многие не понимают, что это такое… Отсюда ужасный разброд, шатание, распущенность нравов», — с горечью размышлял режиссер.
В марте прошлого года вместе с другими подписал письмо российского «Союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений» своим коллегам из Украины, осуждающее российскую военную интервенцию на Украину. Также в марте 2014 г. вместе с другими подписал обращение инициативной группы по проведению Конгресса интеллигенции «Против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма».
Место и дата прощания с Рязановым пока не определены. «Возможно, это будет киноклуб «Эльдар», — уточнили в семье.