Жизнь аристократов в XIX веке. Репортаж из Гомельского дворцово-паркового ансамбля
Гомель — один из старейших и второй по величине город Беларуси. Проект «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» приглашает отправиться в путешествие по одному из лучших музеев Беларуси и жемчужине белорусской архитектуры — дворцу Румянцевых и Паскевичей.
История дворца неразрывно связана с историей развития Гомеля. Пограничное расположение гомельских земель, выгодное местонахождение города на ответвлении знаменитого водного пути из варяг в греки обусловили борьбу за Гомель различных государств на протяжении всей истории его существования. В разные исторические периоды Гомель входил в состав Древнерусского государства, Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского, Речи Посполитой.
По условиям первого раздела Речи Посполитой в 1772 году территория Гомеля вошла в состав Российской империи. Именно с этого момента берет начало создание одной из главных достопримечательностей Беларуси.
Строительство дворца было начато в 1777 году по указанию генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева. Екатерина II подарила ему «деревеньку Гомий» за выдающиеся победы в войне с Турцией.
Именно Румянцевы сыграли основную роль в развитии города. Благодаря им Гомель из деревни стал процветающим сначала местечком, а потом и городом. После смерти Петра Румянцева дворец отошел к его сыну, Николаю Румянцеву. Он был известен любовью к искусствам, занимал важную должность канцлера Российского государства. Вклад Николая Румянцева в развитие Гомеля трудно переоценить.
Румянцев собирал предметы древности, и поэтому уже в 1805 году дворец начал приобретать черты, присущие музею. Во дворце, восхищавшем современников своей красотой и изысканностью, формировались различные коллекции, собирателем которых являлся сам канцлер.
После смерти Николая Румянцева дворец отошел к его брату. Тот не смог удержать богатство и уже в 1828 году отдал дворец в залог, а в 1834 продал его. В 1834 году дворец за 800 тысяч рублей был выкуплен известным русским полководцем Иваном Федоровичем Паскевичем.
При новом владельце продолжилось формирование дворцово-паркового ансамбля. Одновременно с реконструкцией дворца вокруг него создавался парк. Из разных регионов России и из-за границы завозились различные породы деревьев и кустарников, в том числе и экзотических, производилась разбивка аллей. В этот же период формируются романтические уголки парка.
Гомельский парк восхищал современников, а специалисты считали его одним из лучших образцов садово-паркового искусства.
В одной из самых великолепных усадеб того времени находились не только предметы быта, характерные для старинных дворцовых усадеб, но и богатые коллекции. В 1882 году в книге «Живописная Россия» белорусский краевед Адам Киркор писал: «Разные трофеи двух фельдмаршалов, собрания редких достопримечательностей, дорогие подарки царствующих лиц, богатое собрание разных предметов изящных искусств делают гомельский замок настоящим историко-археологическим музеем». Об этом также красноречиво свидетельствуют сохранившиеся «Описи наличности гомельского замка» за 1891 и 1910 годы.
Богатая коллекция, собранная Румянцевыми и Паскевичами, стала основой для экспозиции музея, который был открыт в 1919 году. По мнению видных искусствоведов, специалистов музейного дела того времени, коллекции и сам дворец представляли огромный «исторический и художественный интерес». Богатейшие коллекции нумизматики, фарфора, произведения декоративно-прикладного искусства стали доступны вниманию посетителей музея.
Но музей был открыт в сложное время. Гражданская война сыграла свою роль в судьбе коллекций. В марте 1919 года пожаром зданию дворца и коллекциям был нанесен значительный ущерб. В результате неоднократных распродаж и передач различным организациям дворцового имущества были безвозвратно утрачены произведения искусства, мебель, предметы быта и многое другое.
Во время Второй мировой войны многие экспонаты также были безвозвратно утеряны. Поначалу коллекция была эвакуирована из Гомеля, но по окончании войны обратно во дворец было возвращено только около 200 экспонатов (до войны их насчитывалось 7450).
После окончания войны музей был превращен во Дворец пионеров. В 1995 году была начата реставрация дворца Румянцевых и Паскевичей, в результате которой были воссозданы интерьеры комнат
Те предметы, которые сохранились из коллекций Румянцевых-Паскевичей, являются действительно уникальными в своем роде. Несмотря на то, что это собрание невелико, оно является наиболее значимым в республике, так как дает представление об убранстве богатых дворянских усадеб конца XIX в.
Большой процент поступлений в фонды музея — случайные находки, переданные музею краеведами и местными жителями, которым небезразлично наше прошлое. Сотрудники музея оказывают методическую помощь школьникам, студентам и всем, интересующимся историей Гомельского края.
Например, одно из зеркал дворцово-парковому ансамблю передала семья, в которой оно передавалось из поколения в поколение на протяжении нескольких десятилетий. После окончания Гражданской войны мебель из дворца Румянцевых и Паскевичей распродавалась, вот и эта семья купила зеркало за 7 рублей.
Значимое место в собрании музея занимают коллекции археологии, где представлены материалы с раскопок на территории области, находки, характеризующие материальную культуру наших предков, найденные у деревни Бердыж Чечерского района и села Юровичи Калинковичского района Гомельской области — самых древних из известных стоянок первобытного человека на территории Беларуси.
Наряду с большим количеством традиционных экспонатов имеются и чрезвычайно редкие. Гордостью музея являются находки периода Киевской Руси: наконечник стрелы и вислая печать со знаками княжеской династии Рюриковичей, клад шейных гривен, фрагмент панцирной кольчуги.
Значительной является нумизматическая коллекция. Она дает представление о развитии денежной системы Московского государства, Великого княжества Литовского и Русского, Речи Посполитой, Российской империи, Беларуси.
В коллекцию этнографии входят предметы материальной культуры практически всех районов Гомельской области.
Издавна на территории Гомельщины существовало множество религиозных конфессий, о чем красноречиво рассказывают культовые предметы коллекций иконописи, старопечатных и рукописных книг, медного литья. Значительное место в этом собрании занимают старообрядческие иконы и книги, получившие в прошлом распространение на территории края.
Гордостью книжной коллекции учреждения является Евангелие Петра Мстиславца, изданное в 1575 году. Еще один из наиболее важных экспонатов — клад культовых предметов
Временные выставки музея представлены коллекциями работ гомельских художников. Среди них — картины Виталия Цвирко, Николая Казакевича, Андрея Крылова.
Гомельский дворцово-парковый ансамбль — одно из наиболее живописных мест Беларуси, которое действительно нужно посетить. В нем можно узнать историю того, как Гомель из небольшой деревни стал вторым по величине городом Беларуси, посмотреть на жизнь богатой усадьбы XIX века и полюбоваться многочисленными предметами искусства.
Адрес: город Гомель, площадь Ленина, 4. Государственное историко-культурное учреждение «Гомельский дворцово-парковый ансамбль»
Приемная (тел.\факс): +375 (232) 70-38-18
e-mail: ansambl.rp@mail.ru
Время работы: вторник-пятница — 11.00−19.00, суббота-воскресенье — 10.00−18.00, понедельник — выходной.
Цена на билеты в 2015 году:
- посещение 1-го этажа центральной части дворца и башни (историческая экспозиция) — учащиеся и пенсионеры 15 тысяч, для взрослых — 20 тысяч.
- посещение центральной части дворца (1, 2-го этажей) и башни дворца, грота дворца, Зимнего сада — единый билет — для пенсионеров и учащихся — 30 тысяч рублей, для взрослых — 50 тысяч рублей,
- посещение объектов дворца, Зимнего сада, постоянных экспозиций: филиала Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова и Музея истории города Гомеля — единый билет плюс, 40 тысяч — учащиеся и пенсионеры, 80 тысяч — взрослые.
Справка о проекте:
Организатором проекта «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» выступает национальная платежная система БЕЛКАРТ при информационной поддержке TUT.BY и Министерства культуры Республики Беларусь. Проект является социальным и создан с целью популяризации музейного дела Республики Беларусь. Его главная задача — информирование общественности о национальном и культурном наследии страны.