"Большая нагрузка для бюджета". Брестский театр кукол в 2016 году не достроят
Даже сквозь строительные леса, которые до сих пор не убраны со стороны ул. Ленина, незавершенное здание Брестского театра кукол выглядит многообещающе. Креативный проект брестского архитектора Валерия Кескевича пронизан любовью к театру и зрителям. Но до премьеры на новой сцене еще далеко. Объект не достиг той степени готовности, которая позволила бы ему попасть в число приоритетных (подлежащих завершению в будущем году). Возможно, эта не слишком приятная новость убережет от поспешных решений при корректировке проекта?
И все-таки — когда?..
Первое решение о реконструкции театра, которое инициировал художественный руководитель Михаил Шавель, было принято еще в 1993 году. Приспособленное здание бывшего музыкального училища стало слишком тесным для творческого коллектива и зрителей.
Но проект «забуксовал»: безвременье, необходимость реконструкции театра драмы. Михаилу Шавелю сказали: «Не до вас». И даже после того, как по поручению главы государства началась реализация программы реконструкции театров в стране, мы оказались «в отстающих». Из всех объектов, вошедших в эту программу, до сих пор не выполнена только реконструкция Брестского театра кукол.
«Программа-минимум до конца 2 015 года: завершение отделки фасадов со стороны ул. Ленина, устройство крыльца и козырька над главным входом, — проинформировал заместитель генерального директора Брестского областного управления капитального строительства Василий Ковальчук. — В оставшееся время строителям предстоит освоить еще около 11 млрд рублей. В целом для завершения работ на объекте требуется дополнительно 190 млрд рублей. Это очень большая нагрузка для бюджета: очевидно, что в 2016 году изыскать такие средства не получится».
Строить, чтобы «ломать»
В начале текущего года перед автором проекта и художественным руководителем театра была поставлена задача: в связи с финансовыми трудностями максимально удешевить проектные решения. «Урезанию» подверглись не только свет и звук, отделочные материалы, но и… механика сцены. И это самый болезненный момент «оптимизации».
«Не закулисье, кафе и даже не главный вход-накопитель, где можно проводить городские мероприятия, — главное в театре, хотя они, безусловно, важны, — считает заслуженный деятель культуры РБ Михаил Шавель. — Главное — сцена, которая всецело принадлежит творцам. Это то, ради чего зритель идет в театр».
«Во время гастролей по всему миру , — продолжает Михаил Шавель, — я наблюдал, как развивается театр в специально построенном здании. В отличие от драмы, излюбленный метод которой — использование круга, для театра кукол наиболее приемлемым вариантом являются подъемно-опускные площадки. Они широко используются во всем мире: в России, Китае, Польше, Хорватии, Индонезии… И ничего нового и суперсовременного в этом нет. Мы также пошли по этому проверенному пути».
Подъемно-опускные площадки (в проекте брестского театра их 6) позволяют быстро менять декорации. Они могут опускаться на 2 м в театральный трюм, где можно загружать декорации, и снова подниматься вверх. Еще одна функция — мгновенно «ломать» планшет сцены, менять ее «рельеф». По мнению художественного руководителя театра, это огромные возможности для художественного решения спектакля.
«Волки и овцы»
По согласованию с брестскими специалистами субпроектировщик — институт «Белкультпроект» — недавно представил новый, упрощенный, вариант сцены. В чем отличие двух сценических площадок, рассказывает Михаил Шавель:
— Мы выбирали, от чего отказаться, чтобы, как говорят, и волки были сыты, и овцы целы. Компромисс состоял в том, что мы совместно с «Белкультпроектом» отказались от подъемно-опускных площадок. Их надо было чем-то заменить, поэтому вместо них запроектировали круг и люки-провалы. Люк-провал — это мини-лифт 70 на 70 см, который во время спектакля раз — и уходит в подполье. Их всего 9, но они стационарные, и одновременно можно задействовать только 3. Конечно, первоначальный вариант дает куда больше возможностей.
Хотя в последнее время затеплилась надежда. Генпроектировщику — институту «Брестпроект» — поручено технико-экономическое обоснование затратности двух вариантов сцены. Как считают в областном УКСе, не факт, что разница окажется настолько существенной, чтобы урезать творческие возможности театра.
«У нас не суперсовременная сцена, — говорит руководитель труппы театра. — На сегодня это тот минимум, без которого нет смысла вводить новое здание. Это как операционная без нового оборудования. Лучше уж подождать еще год, но сделать, как было изначально задумано».