Двухчасовая церемония закрытия "Лістапада": традиция или пережиток?
Церемонию закрытия кинофестиваля «Лiстапад» в этом году в кулуарах признали самой неудачной за последние несколько лет работы мероприятия в новом формате и с новым руководством. Директор Варшавского международного кинофестиваля, основатель и генеральный директор Warsaw Film Foundation Стефан Лаудин высказал мнение, что процесс вручения наград, когда на сцене ничего не происходит и только сменяются люди, не может занимать два часа. В качестве примера он привел свой фестиваль, где призы вручают за 30 минут.
Журналисты TUT.BY пытались разобраться, какой церемония открытия и закрытия «Лiстапада» не должна быть, какой ее видят в Министерстве культуры и дирекция кинофестиваля и какой церемония может быть.
Из года в год церемонию пытаются свести к сугубо утилитарному назначению — в традиции зарубежных фестивалей: раздать призы, назвать имена лучших и посмотреть фильм закрытия. И из года в год Министерство культуры хочет праздника, приглашая на сцену коллективы народного творчества, в этом году — певицу Александру Гайдук и не совсем уместный в данном формате оркестр Липницкого.
В этом году церемония закрытия побила все рекорды: призы вручали 2 часа (для сравнения, в соседних Литве и Польше на международных кинофестивалях длительность церемонии едва ли превышает 40 минут. — Прим. TUT.BY). Вереницей на сцену кинотеатра «Москва» взбирались чиновники разного уровня, чтобы вручить призы «за духовность», «за верность нравственным идеалам», «за развитие культурного сотрудничества и укрепления дружбы между народами». 45 разнокалиберных призов и дипломов, речи по бумажке и отчеканенные формулировки оказались главным содержанием церемонии, заняв в общем хронометраже чуть больше часа. Следом, ровно за 4 минуты, вручили главные награды форума — бронзу, серебро и золото «Лiстапада».
Не обошлось и без казусов. Ведущая церемонии Вера Полякова на вручении диплома «За оригинальную интерпретацию классического произведения» фильму «Демон» в основном конкурсе игровых фильмов не увидела в зале режиссера Марцина Врона:
— Награда обязательно найдет героя, мы передадим призы по дипломатическим каналам, — улыбалась Вера, не учтя при этом, что режиссер умер в возрасте 42 лет за два месяца до «Лістапада».
Церемония вручения призов интересна только тем, кому их вручают?
Церемония открытия и закрытия кинофестиваля проходит под патронатом Министерства культуры и финансируется за счет государства и спонсоров. Уже сейчас Минкульт объявил конкурс режиссерских концепций на проведение государственных торжественных мероприятий в 2016—2017 годы, в числе которых и церемония открытия и закрытия «Лістапада» 2017 года. Среди условий значатся только сроки проведения — первая-вторая декады ноября 2017 года, место проведения — кинотеатр «Москва» и продолжительность церемонии открытия — до 40 минут, закрытия — до 1 часа 30 минут.
TUT.BY обратился в Министерство культуры с вопросом, какой оно хотело бы видеть церемонию открытия и закрытия кинофестиваля «Лістапад». Но оперативного комментария получить не удалось, письменный запрос отправлен в канцелярию министерства.
На подведении итогов «Лістапада», где присутствовала первый заместитель министра культуры Ирина Дрига, а также гости и жюри фестиваля, кроме прочих затронули и тему длинной церемонии закрытия. Критикуя ее, Стефан Лаудин прямо сказал:
— Церемонии открытия как таковой у нас в принципе нет, иногда есть приветственная речь и дальше мы смотрим фильм открытия. Что до церемоний закрытия, то несколько лет назад мы вообще поставили рекорд — раздали 14 призов за 21 минуту. Почему? Да потому что церемония вручения призов интересна только людям, которые эти призы получают.
Ирина Дрига в ответ возразила, что «по „Лістападу“ есть определенные зрительские ожидания от церемоний открытия и закрытия, что эти мероприятия стали традицией и воспринимаются зрителями как праздник».
Директор Минского МКФ «Лiстапад» Анжелика Крашевская обращает внимание, что, может быть, сложно написать сценарий церемонии открытия, не будучи в контексте кинофестиваля и за год до объявления концепции «Лістапада». В то же время она считает, что такой конкурс может открыть новые таланты или новые грани таланта режиссеров, которые уже занимались церемониальной частью фестиваля.
— Идеально было бы, чтобы церемонии проходили лаконично, не растянуто и делали акцент на кино и тех, кто к нему причастен. А праздник может присутствовать в другом виде. Например, выступит интересный хедлайнер. Но это всегда зависит от денег. С малым бюджетом сложно размахнуться, — считает Анжелика Крашевская.
По мнению директора кинофестиваля, церемония открытия в этом году была именно такой — лаконичной, где в центре внимания кино. «Я не могу однозначно сказать, что она была идеальной, но она была неплоха», — говорит директор. А вот на церемонии закрытия, считает она, время вручения наград можно сократить, а время на торжественную речь строго регламентировать. И жюри, которое уже вышло на сцену, могло бы вручать все положенные призы, а не чередовать выходы по рангу приза.
«Закрытие обратно пропорционально высочайшему качеству самого фестиваля»
За 6 лет работы новой дирекции «Лiстапада» о минском кинофестивале заговорили в профессиональных кругах далеко за пределами страны. Из года в год со сцены кинозала от зарубежных гостей и из зрительского зала — от гостей белорусских — доносятся слова благодарности в адрес программных директоров Игоря Сукманова (игровое кино) и Ирины Демьяновой (документальное).
— У вас настолько крепкая программа, что нам в жюри просто не хватило призов, чтобы отметить все достойные работы, — констатировал председатель жюри основного конкурса 22 Минского МКФ «Лiстапад» режиссер Вадим Абдрашитов. — И меня в этом свете крайне огорчило закрытие, потому что оно обратно пропорционально высочайшему качеству самого фестиваля. Но я уверен, что вы со всем этим справитесь.
Читайте также:
Лучшие картины — из Болгарии и России: «Лістапад» раздал награды
«Европейский город, европейский фестиваль»: открылся 22-й кинофестиваль «Лістапад»
"Я переделала мужчину": Фанни Ардан презентовала свой фильм в МинскеИсландский актер из «Эвереста» рассказал, как сыграть русского, и назвал любимый белорусский фильм