Скандал в белорусском кино. Гендиректора «Беларусьфильма» обвиняют в лоббировании интересов частной компании
Три месяца назад были подведены итоги открытого республиканского конкурса на производство национальных фильмов. По фильмам в игровой форме Министерство культуры одобрило две заявки от «Беларусьфильма» и одну от частной компании «Синетехно». Работа по кинопроектам уже ведется, до конца года из бюджета будет выделено 18 млрд рублей. Тем временем в кинематографической среде не утихают споры о «несправедливых результатах». А Комитет госконтроля проводит проверку, как выделялись средства на кино по итогам прошлых конкурсов.
В январе 2015 года на сайте Министерства культуры появилось объявление об открытом республиканском конкурсе на производство фильмов в рамках социально-творческих заказов. Тогда же были названы приоритетные темы: выдающиеся исторические деятели — уроженцы Беларуси; социальная молодежная проблематика, раскрывающая проблемы наркомании; героическая борьба советского народа против немецко-фашистских захватчиков и деятельность современных защитников Отечества по обеспечению национальной безопасности Беларуси.
Забегая вперед, заметим, что среди победителей только один фильм соответствует заявленной тематике. Впрочем, в отчете об итогах конкурса темы обозначены более широко: об истории современной жизни в Беларуси и социальных проблемах в стране.
На поддержку игрового кино в рамках конкурса будет выделено 62 млрд рублей. По нынешнему курсу это чуть больше 3,5 млн долларов.
Три победителя — три скандала
По условиям конкурса, участие в нем могут принимать только белорусские кинокомпании, при этом их предыдущие заслуги, техническое обеспечение и штат сотрудников формально не имеют значения.
В этом году свои заявки направили семь организаций. Самым крупным игроком, конечно, является «Беларусьфильм». Национальная киностудия заявила о девяти проектах: мистический триллер «Шляхтич Завальня», антивоенная драма «Стасик», милицейский детектив «Следы на воде», мелодрама о работе монтажников «Держись за облака», драмеди о городских жителях «Окраина», сериал о работе белорусских врачей «Ма-мо-чки-2»; криминальный детектив «Браслав-54», социальная мелодрама «Строптивая женщина» и мистическая драма «Лихарь».
Перед тем, как подать заявку, на киностудии изучали наиболее перспективные проекты с точки зрения их производства и дальнейшей продажи. Это два детектива о работе милиции в послевоенные годы — «Браслав-54» и «Следы на воде», продолжение рейтингового сериала «Ма-мо-чки» и проект Андрея Кудиненко «Лихарь» о влиянии телевидения на общественное мнение на примере режиссера, который снимает фильм о жизни Ли Харви Освольда в Минске.
Из двух «перспективных» работ конкурсная комиссия одобрила только одну — «Следы на воде». Поддержку получил также проект «Беларусьфильма» «Держись за облака» — фильм о монтажниках, которые строят белорусскую АЭС. Деньги из госбюджета выделят и частной компании «Синетехно», которая заявила на конкурс сценарий комедийного сериала «Автошкола». Все три проекта в кинематографической среде называют скандальными, хотя работа над сценариями все еще ведется.
Имя Егора Кончаловского поможет продать фильм «Следы на воде»?
Первым волну недовольства поднял сценарист и режиссер Андрей Голубев. Он заявил, что у него забирают проект «Следы на воде» и передают его российскому режиссеру Егору Кончаловскому.
«Легионеры» в кино. Проект белорусского режиссера отдают Егору Кончаловскому |
«После того, как Поршнева назначили гендиректором «Беларусьфильма», он вызвал меня к себе в кабинет и сказал, мол, мне нужно будет показывать фильм президенту, я боюсь, что ты не справишься, поэтому режиссером должен быть Егор Кончаловский, — рассказал Голубев. — Меня, конечно, это возмутило. Я столько лет работал над этим проектом! Почему меня отстраняют и приглашают российского режиссера, пусть и с громкой фамилией?»
Над сценарием фильма «Следы на воде» по книге Николая Ильинского Голубев, по его словам, работал восемь лет.
Он также заявил, что гонорар Кончаловского будет примерно в 20 раз выше, чем его (100 тысяч долларов против 5 тысяч). И что причина замены режиссера — личное знакомство нового гендиректора «Беларусьфильма» Поршнева с именитым российским режиссером.
«В Министерстве культуры мне заявили, что состоялось заседание комиссии по моему сценарию, где были выявлены недостатки, — заявлял Андрей Голубев. — Раньше вопросов не было, конкурс я выиграл. И вот я получаю письмо от «Беларусьфильма», где мне дают неделю на то, чтобы я все устранил. Любой знающий человек понимает, что, во-первых, это невозможно сделать за такой короткий срок. А во-вторых, министерство и киностудия просто ищут формальные причины, чтобы меня устранить».
Начальник сценарно-редакционного отдела национальной киностудии Екатерина Пономарева отмечает, что в заявке, которая была отправлена на конкурс, имя Голубева значилось как соавтора сценария и предполагаемого режиссера.
«Киностудия вправе менять режиссера картины. Такое происходило и по другим проектам, но никаких скандалов тогда не было, — говорит специалист. — Что касается доработки сценария, то это также обычная практика. Андрей Голубев еще до получения официального уведомления знал, что некоторые моменты нужно подкорректировать. И срок, который ему на это был выделен, вполне достаточный».
В Министерстве культуры подтвердили, что приглашение Кончаловского в качестве режиссера фильма — уже решенный вопрос.
Гендиректор «Беларусьфильма» Игорь Поршнев отказался комментировать конфликт с Голубевым, ссылаясь на то, что у него много работы: «Если я буду каждому отвечать, у меня не будет времени на реальные дела».
Известно, что Поршнев давно знаком с Кончаловским. И предложил ему ознакомиться с книгой Ильинского, по которой будут снимать фильм, еще до завершения конкурса. «Следы на воде» — первый фильм, который выйдет на «Беларусьфильме» под руководством Поршнева.
Что касается размера гонораров, то постановлением Совмина установлены минимальные ставки вознаграждения: 396 базовых величин для режиссера-постановщика и 129 базовых величин для режиссера. На сегодня это около 4 тысяч долларов и 1,3 тысячи долларов соответственно.
Очевидно, что за такие деньги Кончаловский работать не будет. Основная часть его гонорара, вероятно, поступит от средств, которые «Беларусьфильм» сможет привлечь дополнительно. В том числе, благодаря громкому имени режиссера.
Из бюджета на фильм «Следы на воде» выделят 20 млрд рублей, господдержка составляет 70% от общей стоимости проекта.
Редакционный совет рассматривал три сценария по книге Ильинского, но до конкурса проект дошел впервые и неслучайно. Действие картины разворачивается в 1947 году на территории Западной Беларуси, где «милиция борется с разрозненными отрядами бандитов, восстанавливает мирную жизнь и правопорядок на разоренной войной земле», отмечают авторы. В 2017 году белорусской милиции исполняется 100 лет. Так что проект «Следы на воде» уже сравнивают с Дожинками, ледовыми дворцами и Национальной библиотекой: это фильм, который просто должен быть.
Сценарист «Держись за облака» — однокурсник Поршнева по ВГИКу
Из госбюджета будет поддержан еще один проект «Беларусьфильма» — картина «Держись за облака». Сумма — 20 млрд рублей.
Фильм расскажет о монтажниках-высотниках, которые работают на строительстве ЛЭП для атомной электростанции.
Сценарий написал Валентин Залужный, известный по сериалам «Государственная граница» (продолжение), «Иллюзия охоты» и «Тень самурая». Он, как и Поршнев, в 1980 году окончил экономический факультет ВГИКа. Вместе работали на «Беларусьфильме» — в руководстве съемочной группы.
Предполагаемым режиссером проекта «Держись за облака» на этапе конкурса был заявлен Александр Анисимов, но сейчас режиссером значитсяРоман Гапанюк. Недавно он снял 8-серийный фильм «В созвездии Стрельца».
Роман Гапанюк
Несколько сотрудников «Беларусьфильма» сообщили Naviny.by, что Игорь Поршнев является автором идеи фильма «Держись за облака». Однако сам гендиректор эту информацию отрицает — заявка на конкурс готовилась предыдущим руководством. Поршнев был назначен на должность 27 августа, в разгар работы конкурсной комиссии.
Сценарий к сериалу «Автошкола» написал режиссер фильма «Держись за облака»
Третий проект игрового кино, который был одобрен конкурсной комиссией — сериал «Автошкола». В конкурсе компания «Синетехно» участвовала первый раз. И сразу — победа. На сайте организации нет упоминаний об уже снятых кинофильмах. Складывается впечатление, что основной вид деятельности — сдача в аренду кинооборудования.
«Сайт давно не обновлялся. Может быть, это наше упущение. В кинопроизводстве ближнего и дальнего зарубежья нашу компанию знают очень хорошо, — говорит продюсер Светлана Городнёва. — С 2009 года мы плотно сотрудничаем с российскими компаниями. Основной наш партнер — продюсерский центр «Фабула», который снимает для телеканала «Россия 1». Также мы работали с Егором Кончаловскими, недавно закончился проект «Домашний арест». Одна из последних картин, которая снималась с нашим участием — «Модель». Мы давно занимаемся кинопроизводством на территории Беларуси».
Сумма господдержки на фильм «Автошкола» — 22 млрд рублей, это 70% от общего бюджета. Участник конкурса должен вложить и свои средства.
«Синетехно» не «компания под проект», история нашего бренда Сinema Technologies идет с 1991 года, мы имеем авторитет на рынке кинопроизводства, — говорит продюсер. — Мы располагаем серьезными собственными ресурсами, но в дополнение ведутся переговоры с национальной киностудией «Беларусьфильм»: либо это будут услуги, либо совместное производство, либо и то, и другое».
В одном из первых интервью на новой должности Игорь Поршнев отмечал, что компания «Синетехно» уже обратилась к «Беларусьфильму» с предложением делать проект вместе. «Коллеги имеют опыт сотрудничества со многими российскими группами, которые приезжают на съемки в Беларусь. Поэтому мы готовы работать совместно, это нормальная практика», — цитирует его БЕЛТА.
Режиссер Андрей Кудиненко в интервью «Салидарности» заявил: «К компании «Синетехно», которая будет снимать сериал «Автошкола», имеет отношение нынешний директор киностудии. Это его проект, его заказ».
Такое же мнение корреспонденту Naviny.by высказало и несколько сотрудников «Беларусьфильма».
Продюссер проекта «Автошкола» Светлана Городнёва эту информацию отрицает. «Насчет гендиректора «Беларусьфильма» могу только сказать, что у него есть заинтересованность, чтобы киностудия оказывала услуги по созданию этого проекта. Автор идеи и сценарист — Роман Гапанюк, он сам обратился к нам с идеей, которая нас заинтересовала».
Роман Гапанюк, напомним, значится как режиссер фильма «Держись за облака». «Это совершенно другой проект, — отметила продюсер «Автошколы». — По нашему фильму он выступает как сценарист».
Игорь Поршнев занимает должность гендиректора «Беларусьфильма» третий месяц. Несмотря на это, к нему накопилось немало вопросов. Во второй части материала читайте, кто выступил его поручителями при назначении и почему он не отвечает на обвинения Голубева и других коллег по цеху.
Адарья ГУШТЫН